ВЕТХОЗАВЕТНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 3

Десятина, десятая часть от всех доходов в пользу храма и его служителей или как особый дар Богу, была известна ещё до Моисея. В Быт. 14:20 Авраам отдаёт десятину военной добычи царю Салима Мельхиседеку, «священнику Бога Всевышнего». В Быт. 28:22 и Ам. 4:4 говорится о пожертвовании десятины урожая на святилище в Вефиле, в Ам. 4:4 – и для святилища в Галгале. Согласно Втор. 14:22–23, десятина отдаётся в Иерусалиме («на том месте, которое изберёт Он, чтобы пребывать имени Его там»). Каждые три года десятину надо было отдавать нуждающимся (ср. Втор. 26:12 и сл.), которые могли приходить за ней в дом подателя. Десятина отчислялась на содержание левитов (Числ. 18:21–22), позже этот обряд превратился в «десятину из крупного и мелкого скота» (Лев. 27:32 и сл.; 2 Пар. 31:4 и сл.). Существовал также обычай жертвы начатков плодов и первенцев от скота (Исх. 23:19; Быт. 4:4; Исх. 34:19; Втор. 8:8; 26:1–11), который означал благодарение Богу как Подателю всех благ (ср. Притч. 3:9). Разные виды жертв часто сочетались (Лев. 23:37; Числ. 29:36–39; Втор. 12:6). Многие приношения сопровождались жертвами воскурения, или же одна из частей этих жертвоприношений называлась воскурением. «Кадильницы» упомянуты в 3 Цар. 7:50 и были неоднократно найдены археологами при раскопках. Жертву исследователи также называют молитвой-действием. Термин, основное значение которого – благодарственная молитва, по мнению исследователей, может обозначать также благодарственную жертву (Лев. 7:12; Ам. 4:5; Пс. 94:2; 99:4). Помимо жертвоприношений и песнопений важнейшую часть ветхозаветного богослужения составляла молитва. Исследования молитв-плачей и ходатайственных молитв показали необходимость проводить различие между официальным богослужением общины и малыми семейными богослужениями. Большинство молитв, используемых в семейном культе и частной молитве, а также в официальном богослужении, были созданы сочинителями-профессионалами. Оба вида частной молитвы (плачи и ходатайства) могли использовать все молящиеся и вся община. Такие молитвы встречаются в повествовательных и пророческих текстах Ветхого Завета, а не только в Псалтири. В повествовательных текстах есть ряд кратких молитв, которые не всегда структурно совпадают с псалмами, однако, как правило, содержат многие их части (воззвание, плач, прошение – Быт. 32:9–12) – молитва Иакова перед встречей с Исавом; Суд. 10:10, 15 – воззвание Израиля к Богу и исповедание грехов; 2 Цар. 7:18–29 – молитва и благодарение Давида; 3 Цар. 8:22 и сл. – молитва Соломона при освящении храма; 3 Цар. 18:36 и сл.; 2 Цар. 15:31 – краткие молитвы пророка Илии и царя Давида и многие др.). Объёмные и богословски значимые молитвы встречаются в 1 Езд. 9, Неем. 9 и Дан. 9. Пророк Моисей молится за народ (Втор. 3:23–25; 9:25–29; Исх. 5:22 и сл.), за фараона (Исх. 8:4–9, 24–27; 9:27–33; 10:16–19) и особенно за ропщущий в пустыне Израиль (Исх. 32:11 слл., 30 слл.; 33:12–13; Числ. 11:2, 11–15). Самуил молится Богу за Израиль (1 Цар. 7:9). То, что молитва-ходатайство к Богу была распространена, показывают многие примеры: Быт. 18:22 и сл.; 20:7, 17; Нав. 7:6–9; 1 Цар. 7:8 и сл.; Иоиль 1:14; Иов 1:5; 42:8.

 



 
PR-CY.ru