ВТОРОЗАКОНИЕ - Страница 9

Стихи Втор. 26:5–9 названы Герхардом фон Радом «древнеизраильским символом веры»: «Ты же отвечай и скажи пред Господом, Богом твоим: “отец мой был странствующий Арамеянин, и пошёл в Египет и поселился там с немногими людьми, и произошёл там от него народ великий, сильный и многочисленный; но Египтяне худо поступали с нами, и притесняли нас, и налагали на нас тяжкие работы; и возопили мы к Господу Богу отцов наших, и услышал Господь вопль наш и увидел бедствие наше, труды наши и угнетение наше; и вывел нас Господь из Египта (Сам крепостию Своею великою и) рукою сильною и мышцею простёртою, великим ужасом, знамениями и чудесами, и привёл нас на место сие, и дал нам землю сию, землю, в которой течёт молоко и мёд”». Второе обращение Моисея к Израилю завершается повелением написать после перехода через Иордан на больших камнях «все слова закона сего» и поставить эти камни на горе Гевал. Там же предписывается установить жертвенник Богу. Шесть колен (Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Иосиф и Вениамин) должны стать на горе Гаризим и благословлять народ, а шесть других колен (Рувим, Гад, Асир, Завулон, Дан и Неффалим) «должны стать на горе Гевал, чтобы произносить проклятие» нарушителям заповедей (Втор. 27:1–13). Согласно Нав. 8:30–35, данные предписания были осуществлены израильтянами под водительством Иисуса Навина по их приходе в землю обетованную. Во второй части главы 27 приводятся 12 проклятий, которые должны будут возгласить левиты по отношению к преступившим закон (стихи 14–26); первые два проклятия направлены против тайных идолопоклонников и тех, кто злословит отца своего и мать свою. Дополнительные проклятия нечестивцев приводятся в главе 28 (стихи 15–68). Вначале следуют 12 благословений (соответственно числу проклятий в тексте Втор. 27:14–26), адресуемых тем, кто слушает глас Господа, блюдёт Его заповеди и не впадает в язычество (стихи 1–14). Третье надписание (Втор. 29:1) вводит не только последнюю часть прощальной речи Моисея (Втор. 29:1– 30:20), но и другие его заключительные наставления. Втор. 29:1–30:20 содержит «слова завета, который Господь повелел Моисею поставить с сынами Израилевыми в земле Моавитской, кроме завета, который Господь поставил с ними на Хориве». Заключение завета на моавитских равнинах может рассматриваться и как торжественное возобновление завета, заключённого на Синае Господом с предшествующим поколением израильтян, и как дополнение к первому завету. Это обращение Моисея к Израилю исследователи делят на три части. Во Втор. 29:1–29 законодатель говорит о завете Бога с евреями, заключаемом в земле Моавитской: «Не с вами только одними я поставляю сей завет и сей клятвенный договор, но как с теми, которые сегодня здесь с нами стоят пред лицом Господа, Бога нашего, так и с теми, которых нет здесь с нами сегодня» (стихи 14–15). Соблюдение завета ведёт к общенародному и личному успеху и благоденствию, нарушение – к бедствиям страны, народа и отдельных лиц. В заключение высказывается мысль о бесполезности эзотерических изысканий и практики: «Сокрытое (принадлежит) Господу, Богу нашему, а открытое – нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего» (Втор. 29:29).

 



 
PR-CY.ru