ВТОРОЗАКОНИЕ - Страница 8

Четвёртая и самая большая группа заповедей (Втор. 19:1–25:17) посвящена правам и обязанностям людей в обществе. В основном, речь идёт о некоторых аспектах гражданского, военного, религиозного и уголовного права, которые рассматриваются как важные условия для пребывания в завете. В главе 19 приведены законоуложения, касающиеся городов-убежищ для совершивших непредумышленное убийство, предписание не нарушать межи, установления о необходимости рассмотрения показаний, по крайней мере, двух свидетелей во время судебного разбирательства и о наказании лжесвидетеля. В следующей главе даны установления о порядке ведения священной войны. От участия в военных действиях освобождаются: построивший новый дом и не обновивший его, насадивший виноградник и не пользовавшийся им, обручившийся с женой, но не взявший её, а также боязливые и малодушные. В случае войны предписывалось сначала предложить врагу сдаться мирно, но если он не согласится, то Моисей повелевает: «...Осади его, и (когда) Господь, Бог твой, предаст его в руки твои, порази в нём весь мужеский пол остриём меча; только жён и детей, и скот, и всё, что в городе, всю добычу его возьми себе» (Втор. 20:10–14). Главы 21–25 содержат различные предписания, касающиеся повседневной жизни, в том числе о трупе человека, убийца которого неизвестен (Втор. 21:1–9), о браке с пленницей (Втор. 21:10–14), о праве первородства детей от двух жён и о двойной доле наследства для первенца (Втор. 21:15–17), о наказании непокорных детей (Втор. 21:18–21), о казнённом, а затем повешенном на дереве (Втор. 21:22–23), о сбережении чужой собственности (Втор. 22:1–4), о публичном оклеветании мужем своей жены (Втор. 22:13–19); специальный закон о побиении камнями жены, у которой муж не нашёл девства (Втор. 22:20–21), законы о прелюбодеянии и об изнасиловании (Втор. 22:22–30), о принятии в общину Израиля (Втор. 23:1–8), о чистоте стана (Втор. 23:10–14), о невыдаче беглого раба господину его (Втор. 23:15–16), о запрете женской и мужской культовой проституции (Втор. 23:17–18), о запрете отдавать что-либо в рост брату (Втор. 23:19–20), о необходимости соблюдать обеты (Втор. 23:21–23), о пользовании чужим садом и жатвой (Втор. 23:24–25), о разводе и разводном письме (Втор. 24:1–4), о годичной отсрочке от военной службы для новобрачного (Втор. 24:5), о залогах (Втор. 24:6), о предании смерти того, кто похитит и продаст соплеменника (Втор. 24:7), о соблюдении мер предосторожности в отношении проказы (Втор. 24:8–9), о возвращении залога (Втор. 24:10–13), о своевременной оплате труда наёмных работников (Втор. 24:14–15), об индивидуальной ответственности каждого за свой грех (Втор. 24:16), о правосудии (Втор. 24:17–18), о социальной благотворительности (Втор. 24:19–22), о справедливости в суде (Втор. 25:1), о телесном наказании виновных (Втор. 25:2–3), о гуманном отношении к рабочему скоту (Втор. 25:4), о левиратном браке (Втор. 25:5–10) и др. Короткая заключительная часть второй речи Моисея (Втор. 26:1–15) содержит предписания принести к месту, которое Господь изберёт на земле обетованной, начатки всех плодов земли, а также отделять все десятины произведённого землёй в третий год («год десятин») и отдавать их левиту, пришельцу, сироте и вдове. Здесь же приводятся тексты литургических исповеданий, сопровождающих эти приношения.

 



 
PR-CY.ru