ВТОРОЗАКОНИЕ - Страница 7

Во Втор. 12:2–28 звучат требования отказаться от каких бы то ни было языческих культов, уничтожить жертвенники идолам (ср.: Втор. 7:5) и установить единое централизованное богослужение (Втор. 12:2–7) в месте, «какое изберёт Господь, Бог ваш» (Втор. 12:5, 11, 14, 18, 21, 26). За этим следуют три положения о применении закона (Втор. 12:8–12, 13–19:20–28), в которых оговариваются особые условия богослужения. Основной темой второй группы заповедей (Втор. 12:29–17:13) является прославление власти Бога над израильским народом; во Втор. 12:30–31 подчёркивается необходимость сохранения религиозной обособления Израиля перед лицом опасности окружающих его идолопоклонников (Втор. 12:30–31), говорится о судебном преследовании и предании смерти израильтян, отступивших от истинной веры (Втор. 13:2–18; 16:21–17:7), о дозволенной и недозволенной пище (Втор. 14:3–21), о богослужебных налогах и праздниках (Субботний год, принесение в жертву первенцев от скота – Втор. 14:22–29; 15:19–23) и об ограничениях на рабство за долги (Втор. 15:1–18). Бо́льшая часть главы 16 посвящена празднованию Пасхи, седмиц и кущей на месте, которое укажет Господь. Согласно Втор. 16:18 (ср.: 1:9–17), судьи избираются самими израильтянами на местах. Спорные случаи должны рассматриваться в центральном суде, в «месте, которое изберёт Господь, Бог твой...» (Втор. 17:9–13). В третьей группе заповедей (Втор. 17:14–18:22) подтверждаются и ограничиваются привилегии израильтян, избранных Богом и людьми на ответственные служения в общине Израиля. Втор. 17:14–20 посвящено обязанностям царя, который должен происходить только из среды евреев. Его действия также ограничиваются законом: он не должен умножать «себе жён, дабы не развратилось сердце его». Когда он сядет «на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, (находящейся) у священников левитов, и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии» (Втор. 17:18–19). С одной стороны, израильским священникам не разрешалось умножать своё имущество; с другой стороны, закон защищал доходы и права левитов (Втор. 18:1–8). В Израиле не было места человеческим жертвоприношениям, гаданиям, волшебству, вызываниям духов предков, т.е. всему тому, чем занимались соседние языческие народы, и что несовместимо с монотеизмом (Втор. 18:9–14). В этой же главе говорится об обетовании Господа воздвигнуть из среды Израиля пророка, подобного Моисею (Втор. 18:15–19), а также о лжепророчестве (Втор. 18:20–22). В дальнейшем такого пророка видели в Илии (ср., например, о пребывании Илии у Хорива – 3 Цар. 19:7–18). В эпоху Второго храма пророк, подобный Моисею, рассматривался как предтеча Мессии (наряду с пророком Илиёй; ср.: Мал. 4:5–6) или даже отождествлялся с Мессией (например, лидер Кумранской общины, названный в рукописях Мёртвого моря «Учителем праведности» (II в. до н.э.), вероятно, рассматривался как второй Моисей и как Мессия-священник). В Деян. 3:22–23 с этим пророком отождествляется Иисус Христос.

 



 
PR-CY.ru