ВТОРОЗАКОНИЕ - Страница 5

Некоторые библеисты полагают, что Второзаконие не следует рассматривать как продукт идей пророческого движения допленного периода (середина IX – начало VI вв. до н.э.); наоборот, книга оказала влияние на пророков. В частности, отмечается отсутствие в тексте таких характерных для пророков тем, как обличение служения на «высотах» и конкретных видов идолопоклонства. Таким образом, именно «Моисей, а не пророки после него установил великие принципы израильской религии». К выводу о достаточной древности текста Второзакония приходят учёные, проводившие сравнительное исследование литературных форм, риторики и богословия книги в свете древневосточных источников, особенно международных договоров, клятв верности и юридических текстов. Так, композиционно Второзаконие напоминает договор между сюзереном и вассалом, причём его структура лучше коррелируется с соответствующими хеттскими и аккадскими документами XV–XIII вв. до н.э. (Дж. Менденхолл; М. Клайн, К.А. Китчен, П. Крейги на этом основании относят всё Второзаконие ко времени Моисея), чем с арамейскими и ассирийскими договорами VIII–VII вв. до н.э. Второзаконие представляет собой три прощальные речи Моисея, обращённые к израильтянам, находящимся ещё в Заиорданье, на равнинах Моава, накануне перехода реки Иордан. Основные части вводят четыре надписания, в которых о Моисее говорится в третьем лице и формулируется основное содержание последующего отрывка (Втор. 1:1–5; 4:44–49; 29:1; 33:1; в LXX ещё в 6:3). Во введении (Втор. 1:1–5) сообщается о месте произнесения закона Моисеем. Первое обращение Моисея к Израилю (Втор. 1:6–4:40) посвящено постановлениям и деяниям Бога и описанию странствований евреев от Хорива (Синая) до земли Моавитской. В первой части (Втор. 1:6–3:29) даётся исторический обзор речений Господа и этапов продвижения израильтян от Хорива (Синая) до равнин Моава. Воспоминания начинаются с ухода Израиля с горы Хорив, неудачной попытки овладеть землёй, которую Бог обещал их отцам, и пребывания в пустыне (Втор. 1:6–2:1). После повторного повеления Бога войти в землю обетованную описывается победа над аморрейскими царями Сигоном и Огом в Заиорданье, разделение их земель между коленами Израиля, затем следуют молитва Моисея Господу и предсказание скорой смерти Моисея, а также того, что он не перейдёт Иордан (Втор. 2:2–3:29). Во второй части говорится об обязательствах Израиля по отношению к Господу (верность избранного народа Господу и запрещение идолослужения; Втор. 4:1–40). Словами: «Итак, Израиль» (Втор. 4:1) – вводится отрывок, в котором Моисей предстаёт как вождь, наставляющий свой народ. Он подчёркивает, прежде всего, особенность Израиля, которому Бог дал уникальное знание («мудрость... и разум перед глазами народов») для свидетельства другим народам о величии, могуществе и промысле Единого Бога. Вторая часть является переходом от собственно воспоминаний Моисея к оглашению им самого закона. Обращение завершается выделением Моисеем трёх городов-убежищ в Заиорданье, где могли бы укрыться совершившие непредумышленное убийство, чтобы спастись от мести кровных родственников убитого (Втор. 4:41–43).

 



 
PR-CY.ru