ВТОРОЗАКОНИЕ - Страница 4

Некоторые исследователи усматривают ряд аспектов, общих для Второзакония и книги израильского пророка Осии (первая половина VIII в. до н.э.), и полагают, что Второзаконие было создано не в Иудейском, а в Израильском царстве. Оттуда книга была доставлена в иерусалимский храм и хранилась там. Илья Шолеймович Шифман датирует Второзаконие временем правления иудейского царя Иосафата, а именно 870 г. до н.э., подчёркивая близость описания его судебной реформы (2 Пар. 19:4–11) к указаниям о судьях (Втор. 16:18–20 и 17:8–12), а также предписаний о порядке ведения войны (Втор. 20:1–4) к рассказам о событиях войны между Иосафатом и аммонитско-моавитской коалицией. Согласно Шмуэлу Иейвину, Второзаконие в том виде, в каком книга дошла до нас, включает некоторые поздние дополнения, например, в главах 1–3, но в основе является очень древним и содержит материал, записанный и отредактированный в кругах, оппозиционных царю Соломону (X в. до н.э.), который был израильтянином только по отцу. Ш. Иейвин считает, что о древности текста Второзакония можно судить по тому, что автор книги уделяет особое внимание земледелию (Соломон стремился развивать, прежде всего, скотоводство), проблемам, связанным с централизацией культа и строительством храма в Иерусалиме, обязанностям царя (Втор. 17:14–18). Против отнесения идеи Второзакония о едином культе к реформе царя Иосии выступили Т. Эстрайхер и А. Уэлш. Как заметил Т. Эстрайхер, главной задачей книги Второзакония является не установление единого места культа в иерусалимском храме, а освобождение веры Израиля от языческого влияния и утверждение чистоты богослужения. Согласно А. Уэлшу, выражение «место, которое Он изберёт» не является запрещением отправлять культ везде, за исключением одного места, но касается только влияния языческого культа. Единственное место в тексте, где А. Уэлш видит требование централизации культа (Втор. 12:1–7), является поздним дополнением. Он полагает, что законы, в которых нашли отражение традиции движения против культа ханаанских святилищ, инициированного ещё пророком Самуилом, могли быть приняты уже в X в. коленом Ефрема, а само Второзаконие, таким образом, было составлено в дни судей или в начале царского времени. После падения Северного царства книга была доставлена в Иерусалим, в правление царя Иосии была расширена до того объёма, который имеет в настоящее время. Э. Робертсон полагает, что книга была составлена при участии пророка Самуила (вторая половина XI в. до н.э.). У. Кассуто также относит возникновение Второзакония к раннему периоду. Поскольку во Второзаконии нет даже намёка на Иерусалим как богослужебный центр, то те места в тексте, где говорится о богослужении, нужно считать возникшими ещё до построения иерусалимского храма и даже до возникновения плана царя Давида построить его. Защита от опасности ханаанского влияния с помощью внедрения идеи единства места совершения богослужения является основной темой Второзакония. Такое место может быть избрано только Самим Богом, Который укажет на него через Своих пророков и священников. Анализ жанровых форм Второзакония также позволяет ряду исследователей сделать вывод, что в основе этой книги (за исключением более поздних вставок и, возможно, некоторых текстов в последних главах) лежит традиция, во многом восходящая к Моисею.

 



 
PR-CY.ru