ВЫСОТЫ - Страница 2

Обычно высоты трактуются исследователями как языческие алтари и святилища под открытым небом, в сельской местности или в городах Иудеи и Израиля (3 Цар. 13:32, 4 Цар. 17:9; 23:8). Кроме того, существуют представления о них как о достаточно развитых храмовых структурах (например, согласно 1 Цар. 9:22, высоты ассоциируются со зданием или помещением для совместных трапез). Уильям Фоксуэлл Олбрайт (1891–1971 гг.) создал особую гипотезу, рассматривая высоты как, в первую очередь, погребальные сооружения или храмы и предлагая переводить это слово в ряде случаев как «стелы» или «гробницы», но попытка подкрепить эту трактовку археологически была раскритикована Уильямом Барриком. Отчётливого понимания того, что такое ветхозаветные высоты, археология до сих пор не предложила, возможно, это слово имело собирательное значение при описании святилищ разного рода (Дж. Эмертон). В ханаанской религии высоты вместе с храмовым зданием понимаются как место для отправления культа (Числ. 33:52). После захвата Ханаана израильтяне использовали уже существовавшие высоты ханаанеев как места богослужений Яхве. Так, царь Соломон принёс великую жертву Яхве и получил откровение от Него на Гаваоне после восхождения на трон (3 Цар. 3:4, 5). Таким же образом пророк Самуил участвовал в священной трапезе на высотах в своём доме (1 Цар. 9:16–24). Даже после строительства храма в Иерусалиме и устроения центрального святилища для Северного царства Израиля в Самарии высоты продолжали использоваться как места для культа (в Израиле даже после потери независимости – 4 Цар. 17:32), но были отвергнуты в Иудейском царстве при царе Иосии (4 Цар. 23:8, 9). Повсеместное отвержение высот происходило в результате проповеди ветхозаветных пророков, критиковавших культ на высотах, а также благодаря вызванному этой проповедью движению по централизации культа в Иерусалиме. Пророки признали большую опасность синкретической религии и культа; элементом их, возможно, был установленный за жертвенником Яхве священный столб или обелиск, который мог быть воспринят как идол ханаанского божества. Для пророков высоты стали символом мест для отправления культа, оскверняющего чистую веру в Яхве и Его почитание, и, таким образом, они должны быть уничтожены (Ам. 7:9; Ос. 10:8; Иер. 19:3–5). Идея особой сакральности возвышенного места отражена и в наименовании наиболее важной в богослужебном отношении части храма – вима.



 
PR-CY.ru