ВИРСАВИЯ - Страница 4

Попытки Й. Ахарони открыть в Вирсавии храм, аналогичный найденному в Араде, не увенчались успехом. Предполагалось, что храм находился в северо-западной части города, где найдено много культовых объектов более поздних периодов, или во дворе здания, слева от городских ворот. Й. Ахарони думал, что Вирсавия была одним из религиозных центров страны в VIII в. до н.э., и её храмы разобрали при реформах первосвященника Езекии (4 Цар. 18:22; Ис. 36:7; 2 Пар. 31:1, 2; 32:12). Город, по мнению Й. Ахарони, погиб при пожаре во время похода ассирийского царя Синаххериба около 701 г. до н.э.; однако Игаэль Ядин (1917–1984 гг.) связывал гибель Вирсавии с кампанией вавилонского царя Навуходоносора II в 587 г. до н.э., указывая на совпадения в керамике с Лахишем, а Кэтлин Мэри Кеньон (1906–1978 гг.) считала, что гибель города произошла между этими датами и не имела отношения к указанным нашествиям. После разрушения город был вновь укреплён (слой I, VII в. до н.э.), часть казематной стены укрепили новой насыпью, но зданий не поставили (возможно, что главная часть поселения уже переместилась вдоль вади к западу, в Хирбет-Бир-эс-Себа). Персидский период оставил только ямы и хранилища, в которых найдено несколько остраконов (середины IV в. до н.э.) с арамейскими надписями, упоминающими о зерне, и с перечислениями имён (иудейских, эдомитских и арабских). В эпоху эллинизма на месте Вирсавии была поставлена крепость, а в иродианский период – большой дворцовый комплекс со служебными зданиями и банями. Во II в. н.э. центр телля заняла римская крепость (30х30 м), в последующий период она была полностью оставлена. Альбрехт Альт (1883–1956 гг.), Нельсон Глюк (1901–1971 гг.) и другие полагали, что библейская Вирсавия – это Хирбет-Бир-эс-Себа. Они считали, что в эпоху железного века именно он был подлинной Вирсавией, остатки которой сохранялись и в римско-византийскую эпоху. Действительно, в Хирбет-Бир-эс-Себа есть древние слои, в основном, Х в. до н.э., однако отсутствие соответствующего ландшафта и укреплений не позволяет исследователям помещать древнюю  Вирсавию здесь. Они полагают, что Вирсавия состояла из двух частей: царской крепости (телль) и города (хирбет) к западу, на берегу вади, на месте современного города. Этим они объясняют двойственность наименования города колена Симеона: Вирсавия и Шива (Нав. 19:2; 15:26 (Шема), 28; 1 Пар. 4:28).



 
PR-CY.ru