ТАЛМУД - Страница 4

Содержание Талмуда получилось очень своеобразным. Его законодательная часть изложена не в виде четко сформулированных положений и параграфов, а в форме рассуждений мудрецов. Чтобы понять, что такое Талмуд, надо представить книгу без пунктуации, посвященную самым разнообразным темам, к тому же написанную на арамейском языке – настолько редком, что на перевод одной или двух строк потребуются многие часы, причем строки эти будут посвящены вещам, которые кажутся невероятно далекими от современной жизни и совершенно не нужными. Однако на протяжении веков евреи сосредоточенно ее изучают, зачастую посвящая всю свою жизнь овладению каждым нюансом этого сложнейшего текста. А чтобы представить, какое значение имеет в жизни еврея Талмуд, приведем пример. Когда молодой человек готов был сделать предложение и просить руки девушки, ему традиционно устраивали проверку на знание Талмуда, чтобы понять, достоин ли он невесты. Чем желаннее невеста, чем она богаче и красивей, чем знатнее ее семья, – тем больше знаний требуется от претендентов. Если молодой человек успешно проходил испытание, назначался день свадьбы и жениху вручался традиционный подарок от отца невесты – полный комплект Талмуда. Читая ежедневно по одной странице в день (на что уходит не менее часа), можно одолеть весь Талмуд за семь лет. Поэтому родители невесты брали зятя на полный свой пансион, чтобы он смог приобрести необходимые знания. Так почему же Талмуд, несмотря на всю его трудность для восприятия, остается читаемым и почитаемым? Объяснение простое: красота Талмуда заключается в том, что он заставляет находить логический ответ на поставленный перед самим собой вопрос. Иначе говоря, он учит думать. Однако отношение к Талмуду было не всегда однозначным. Так, в VIII в. в Багдадском халифате сложилось направление иудаизма, отвергавшее талмудическую традицию, – караимизм (см. Караимов религия). Но после эпохи ожесточенной идеологической борьбы между приверженцами Талмуда (раввинистами) и караимами в иудаизме возобладало первое направление. В Средине века предпринимались попытки комментировать Талмуд с целью облегчить усвоение столь сложного материала. Самыми известными и распространенными считаются комментарии Раши (Шломо бен Ицхаки), составленные в XI в. в Северной Франции, и уроженца мусульманской Испании XII в. Рамбама (Моисея Маймонида). Противниками талмудической учености выступили и хасиды (см. также Хасидизм). В христианской Европе Талмуд периодически обвинялся во всех грехах. В частности, высказывались подозрения, что в нем содержатся оскорбления имени Иисуса Христа. Поэтому время от времени христианские власти конфисковывали свитки Талмуда у еврейских общин и предавали их публичному сожжению. Попытка первого печатного издания Талмуда была предпринята в 1483 г. в североитальянском г. Сончино, а в 1624 г. были опубликованы некоторые его трактаты в переводе на латинский язык. Сегодня растет понимание важности изучения этого колоссального исторического и литературного памятника. Во многом этому способствовал перевод израильского раввина и ученого А. Штейнзальца текстов Талмуда на современный иврит. Затем был издан английский перевод, а в 1993 г. начал издаваться его перевод на русский язык. Ранее перевод Талмуда на русский язык предпринимался в 1909 г. Н.А. Переферковичем. Влияние Талмуда на культурный облик еврейства можно назвать формирующим. Самые различные аспекты творчества, такие как комментирование Священного Писания, философия, литература и т.п., следовали в русле талмудической учености.



 
PR-CY.ru