ШУЛХАН АРУХ

ШУЛХАН АРУХ (евр. «Накрытый стол») – книга раввина Иосефа Каро (1488–1575 гг.), представляющая собой свод законов с точки зрения еврея-сефарда, обширный кодекс основных положений Устного Закона, руководство по извлечению практических галахических постановлений (см. Галаха). Потребность в этом кодексе была вызвана необходимостью унифицировать для всего иудейского мира талмудическое законодательство, поскольку иначе каждому раввину приходилось заново искать решение какой-либо насущной проблемы, опираясь на изучение классических источников (см. Иудейские священнослужители). Название своего труда Каро объяснил тем, что в нем как на накрытом столе имеются разные яства для каждого, испытывавшего в них потребность. Весь кодекс состоит из четырех разделов (евр. «Арба турим»). Первый раздел («Жизненный путь») посвящен талмудическим законам, относящимся к повседневной жизни человека: от утренних ритуалов до предписаний празднования субботы и других праздников. Второй раздел («Обучающий знанию») трактует законы ритуальной чистоты и нечистоты, разрешенной и нечистой пищи, ритуального убоя скота, заповедь обрезания, частично еврейского права. Третий раздел («Камень помощи») включает законы семейного права и брака. Четвертый раздел («Одежда судьи») всецело посвящен вопросам уголовного и гражданского права. Каждый закон (галаха) имеет порядковый номер и приводится в виде нормативных указаний, без талмудического обоснования, без ссылок на источники. Каро старался в своем труде отразить как сефардскую (см. Сефарды), так и ашкеназскую (см. Ашкеназы) галахическую традицию. Данный кодекс был полностью завершен в 1555 г. и опубликован в Венеции в 1565 г., выдержав еще при жизни автора шесть изданий. Однако Каро, будучи уроженцем Испании, хотя и покинул ее в 1492 г. ребенком, придерживался традиции талмудического законодательства испанских евреев (сефардов). Их обычаи отличались от обычаев иудеев Германии и Восточной Европы (ашкеназов). Для евреев-ашкеназов раввин Моше Иссерлес (1525–1572 гг.) написал аналогичный труд и назвал его не без юмора «Маппа», или «Скатерть». Это название должно было отражать ее дополняющий характер к труду И. Каро. С 1569 г. обе книги печатаются вместе и стали общепризнанными для сефардов и ашкеназов, хотя некоторые религиозные авторитеты отнеслись к ним отрицательно, считая, что надо полагаться только на первоисточники. Впоследствии предпринимались попытки издать упрощенные и сокращенные версии, самой известной из которых является «Кицур Шулхан Арух» раввина из Ужгорода Ш. Ганцфрида (1804–1887 гг.). Надо подчеркнуть, что сборники законов в светском мире изучают только законники. Евреи иначе относятся к законам: они считают, что законы учат урокам жизни и отличают людей от животных. Поэтому даже малых детей они сажают за «накрытый стол» и поощряют их к принятию духовной пищи. Закон, согласно их представлениям, – это не средство для достижения цели, но сам по себе цель; закон – это активное проявление религиозности. Книги законов предназначены для всех; в них содержатся общие правила и руководство для большинства случаев жизни.

 
PR-CY.ru