ПЯТИКНИЖИЕ

ПЯТИКНИЖИЕ – пять первых книг канонической еврейской Библии (Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие), так называемый Моисеев Закон. Они образуют первую часть Библии – Тору. Содержанием Пятикнижия является история еврейского народа от ее начала до смерти Моисея. Приведенные названия приняты в русской традиции и являются переводами греческих названий. На иврите книги называются по первым словам каждой книги соответственно: Брейшит («В начале»), Шмот («Имена»), Ва-икра («Воззвал»), Бе-мидбар («В пустыне»), Дварим («Слова»). Для традиционного иудаизма Пятикнижие представляет собой единое свидетельство Божественного Откровения, записанного самим Моисеем. Исключением являются последние восемь стихов Второзакония, содержащие рассказ о смерти Моисея. Пятикнижие основано на многовековой устной, а частично и письменной традиции, включающей в себя элементы различных фольклорных жанров, правовых и сакральных (священных) установлений и пр. В структуре Пятикнижия можно выделить: введение (книга «Бытие»), главное повествование (Исход, Левит, Числа) и заключение (Второзаконие). Книги Исход, Левит и Числа составляют три больших повествовательных блока: от египетского рабства до дарения Торы  на Синае (Исход 1–18); дарование Торы и данные Израилю законы (Исход 19 – Числа 10); от событий на Синае до вручения Богом израильтянам в Моаве Земли обетованной (Числа 11–36). Таким образом, центральная и большая часть повествования – это описание дарования Торы и связанных с этим культовых и правовых установлений (2-я часть книги Исход, вся книга Левит и часть книги Числа). Исследователи, занимающиеся проблемой складывания и хронологии Торы как единого литературного корпуса, выделяют четыре письменных источника, на основе которых создавалось Пятикнижие, каким мы его знаем в ниши дни. Их условно обозначают: Яхвист, Элохист, Девтерономист (от греч. – Второзаконие) и Жреческий кодекс. Выделение основано на лингвистических и содержательных критериях. Хронологически Яхвист и Элохист признаются наиболее древними, относящимися к раннему царскому периоду иудейской истории, Девтерономиста относят ко времени расцвета Иудейского царства, а Жреческий кодекс – к периоду до создания Девтерономиста. Господствовавшее первоначально представление об этих источниках Пятикнижия как об авторских произведениях было пересмотрено на фоне более глубокого понимания сущности литературы древнего Ближнего Востока в целом. Выяснилось, что в этой литературе не существовало понятия авторства в современном смысле. Древнее литературное произведение основано на устных и/или письменных данных традиции, которые были известны сочинителю. Цель такого сочинения – представить не собственную концепцию, а древние традиции. Выделением в рамках источников различных литературных форм занимается дисциплина, которая называется «критика форм». Она не отвергает теорию четырех источников, но стремится проанализировать библейский текст на предмет выявления стоящих за ним письменных и устных традиций различных периодов и общественных кругов.

 
PR-CY.ru