ПРОРОКИ БИБЛЕЙСКИЕ - Страница 2

Наиболее ранний по времени деятельности – Амос (VIII в. до н.э.); самый поздний – Малахия (V в. до н.э.). Авторство книг в ряде случаев оспаривается, в некоторых из них имеются фрагменты более позднего времени. Содержанием пророческих книг обычно являются предостережения и обетования; иногда встречаются моления о спасении, культовые предписания, сведения о жизни пророков. Особое место занимает Книга Ионы, где вообще нет пророчеств. Практически во всех книгах объектом обличений выступают как чужеземные враги иудеев, так и собственный народ, презревший Божественный закон и предающийся греху. Жестко критикуются социальная несправедливость, нарушение религиозных норм, формальный характер благочестия и почитание чужих богов. Переживаемые беды рассматриваются в качестве наказания за прегрешения народа и/или властей. Обличения сопровождаются угрозами, предрекающими гибель недругов. Грядущая победа над врагами связывается с восстановлением Иерусалимского храма. Это событие должно стать знаком прощения и нового обретения иудеями Божественного благословения. Христианская традиция особо выделяет пророчества Даниила о смерти и Воскресении Иисуса Христа и наступлении вечного царства, возглавляемого восставшим из мертвых праведником (Сыном Бога), а также повествование Книги Ионы о пребывании в чреве рыбы и возвращении на землю, которое толкуется как символическое описание смерти и воскресения. Для раввинистической традиции характерно следующее отношение к пророкам. Во-первых, Моисей признается как величайший из пророков, познавший сущность Бога больше, чем любой другой человек. Во-вторых, пророки не считаются реформаторами или обновителями учения, так как весь Закон был дан в Откровении на горе Синай. Их значение ограничивается изложением и разъяснением сказанного в Пятикнижии. В Талмуде пророки встраиваются в длинный ряд мудрецов, хранителей и распространителей Торы Моисея. Современные исследователи рассматривают пророков в качестве лидеров так называемого пророческого движения, вызванного усложнением общественных отношений в израильско-иудейском обществе и обострением социально-политических противоречий. Результатом их деятельности стало завершение централизации культа и утверждение этического монотеизма. Пророки утверждали превосходство морально-этического начала над простой обрядностью и исполнением ритуалов. Образы библейских пророков часто находили отражение в литературе и искусстве. На полотнах их обычно изображают седовласыми старцами, хотя в реальности многие из них вступали на путь пророческой деятельности уже в молодые годы. В течение всей жизни (за небольшими исключениями) все они терпели нужду и гонения, их не понимали современники, зато превозносили после смерти потомки. Их главная историческая заслуга заключалась в том, что они общеплеменного и общенационального Бога превращали в личного. Это достигалось тем, что пророк прямо говорил о том, что Господь обратился лично к нему и призвал к служению, несмотря на то, что многие пророки пугались (и не без основания) такого избранничества. И если мы сегодня говорим «мой Бог», то это стало возможным благодаря библейским пророкам. Христианское представление о личном Боге было бы невозможным без его формирования в деятельности библейских пророков. Многие образы их, а также их творения составили поистине сокровищницу мировой культуры (и не только еврейской). Одних только фразеологизмов, ставших «крылатыми выражениями», можно перечислить немало. Например, «Беден как Иов» (о человеке, который находится в состоянии крайней бедности). Согласно библейскому сказанию об Иове, Бог, желая доказать истинную добродетель Иова Сатане, лишил его всего, но Иов остался благочестив. «Господь (Бог) дал, Господь (Бог) взял» (слова примирения, утешения при различных утратах и потерях) – тоже из книги Иова: «Тогда Иов встал и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно» (Иов. 1:20-21). Выражения: «Здоровье дороже денег», «Золото огнем, человек бедой познается», «Излить душу», «Корень зла», «Многое в немногих словах», «Обоюдоострый меч», «Перековать мечи на орала», «Перед Богом все равны», «Подобный подобного любит», «Посыпать голову пеплом», «Сказал и (тем) спас свою душу», «Убей (порази) меня Бог», «Умрет вместе со мной» – и многие другие из книг библейских пророков стали неотъемлемой частью русского литературного языка.



 
PR-CY.ru