ОТКРОВЕНИЕ

ОТКРОВЕНИЕ – одно из важнейших понятий иудаизма. Обозначает волеизъявление Бога или данное Богом знание. В библейской традиции откровение – это чаще всего непосредственное явление Бога людям. Многие из произведений Талмуда и Мидраша посвящены теме откровения Бога, уделяя особое внимание как внешним атрибутам, так и «слову Господню», т.е. содержанию откровения. В иудаизме различные формы откровения образуют своеобразную иерархию – от вдохновения Святым духом до пророчества, которое, в свою очередь, также имеет градацию. Высшее пророчество – пророчество Моисея, «Моисеева Тора». Ее значение настолько выше книг пророков библейских, насколько их значение выше остальных книг Библии, вдохновленных Святым духом. Божественное откровение принимает различные формы, например, видения, сна, и может быть передано ангелом. Только Моисей мог говорить непосредственно с Богом. Считается, что Тора, в широком смысле, включает не только Пятикнижие, но и все книги Библии и Устный Закон, и была целиком дана в откровении на горе Синай. Она отражает мудрость, предшествующую сотворению мира, и была орудием творения. Таким образом, все библейские пророчества были частью откровения на горе Синай, а позднейшие пророки лишь сделали их доступными в нужные моменты. Представление о том, что вся Тора, включая Устный Закон, была продиктована Моисею на горе Синай, и тот лишь записывал ее, лежит в основе талмудического учения об откровении. Библейский текст содержит не только прямое повествование, но еще и скрытый смысл. Например, разграничиваются Письменный и Устный законы, которые и выявляют сокровенный смысл библейского текста. Вопрос о природе откровения, о соотношении между откровением и разумом, всегда оставался в центре внимания иудейской философии. Так, Филон Александрийский, еврейский философ эпохи эллинизма, рассматривал значение откровения и выделил в Торе три момента: откровение, непосредственно полученное Моисеем от Бога; ответы Бога на вопросы Моисея; результаты божественного вдохновения. По мнению Филона, вдохновленного классической греческой философией, прежде всего Платоном, цель данного Богом Закона – заложить основы идеального государства, заботящегося о духовном и материальном благополучии людей. Таким образом, откровение получает аллегорическое толкование. В период гаоната (см. Гаон) видный мыслитель Саадия Гаон указывал, что хотя заповеди и  можно разделить на рациональные и иррациональные, но даже первые нуждаются в откровении, в котором указываются детали их выполнения. Откровение необходимо людям, которые не смогли бы при помощи одного разума постичь истину. Аллегорическое толкование откровения для Саадии играет значительно меньшую роль, чем у Филона. В средневековой иудейской философии отстаивался приоритет откровения перед разумом. Заповедь Бога служит связующим звеном между ним и человеком. Бог избирает пророка, чтобы тот открыл людям его волю. Поэтому пророк выше философа, знание которого основано только на разуме и может быть оспорено. Отсюда высшая цель иудея – не интеллектуальное совершенство, а вера, данная через откровение.

 
PR-CY.ru