МИЦВА

МИЦВА; мн. ч. мицвот (досл. «повеление», «приказание», «заповедь» из Торы) – предписания и запреты, непосредственно данные Богом приверженцам иудаизма, благое, богоугодное дело. В более широком смысле – всякое доброе дело, благотворительность как дело в высшей степени богоугодное, которые должен выполнять каждый еврей. Вся сумма мицвот состоит из 613 предписаний. Из них – 365 запретов (по числу дней в году) и 248 обязанностей (по числу костей у человека). Это может относиться и к соблюдению религиозных правил, и (в общем смысле) к любому благому делу. Впервые точное описание мицвот было дано Моисеем Маймонидом в XII в. Многие из них потеряли свое значение в связи с разрушением Иерусалимского храма. Соблюдение мицвы обязательно для мальчиков с 13 лет (см. Бар-мицва), а для девочек – с 12 лет (см. Бат-мицва). Помимо этих ритуальных предписаний, выводимых непосредственно из текста Торы (так называемых мицвот де-орайта, библейских предписаний), существует значительное количество предписаний, сформулированных законоучителями Талмуда (мицвот де-раббани). Есть и другая классификация мицвот: ритуальные и этические. Для пророков библейских характерно подчеркивание значения этических мицвот, однако в раввинистической литературе указывается, что награда за исполнение каждого из предписаний неизвестна человеку, поэтому законоучители призывали к соблюдению всех мицвот вне зависимости от их важности. Их выполнение обязательно не в силу веления совести, а в силу повиновения Богу. Это, однако, не отменяет поиски «смысла мицвот» законоучителями, стремившимися дополнить императивность религиозного повиновения готовностью верующего человека принять ее добровольно. Исторически складывание системы мицвот связано с постепенным превращением Торы (Письменного Закона) в основу развитой правовой системы Устного Закона. В еврейско-эллинистической литературе происходит некоторая рационализация мицвот, они трактуются как заповеди (см. Заповеди религиозные), направленные на превращение Израиля в народ добродетелей, который должен привить человечеству чистый образ мыслей и т.д. Все мицвот обладают равной ценностью, и для каждой заповеди можно обнаружить разумное обоснование.

 
PR-CY.ru