МАЙМОНИД

МАЙМОНИД – раввин Моше бен Маймон; сокращенно Рамбам (1135–1205), один из величайших средневековых иудейских мыслителей, самый почитаемый ученый послеталмудической эпохи, который был не только выдающимся философом, но и знатоком Галахи. Родился в Кордове (мусульманская Испания). Его отец, религиозный судья, дал сыну прекрасное образование. Спасаясь от преследования мусульманами, семье пришлось скитаться, найдя, наконец, надежное пристанище в Каире. Там Маймонид стал придворным врачом правителя Египта и главы местной общины. Еще при жизни он заслужил такую известность, что его кончина вызвала глубокую скорбь во всех иудейских общинах Европы и Ближнего Востока. Главным религиозным трудом Маймонида является кодекс иудейского права «Мишнэ Тора» («Повторение Закона»). Он составил книгу, которая помогла простым верующим, не тратя много времени, найти в Талмуде правильное руководство при решении любой проблемы. До настоящего времени в религиозных школах (иешивах) активно изучается эта книга Маймонида, а также его труд «Книга Заповедей». Ему принадлежит формулировка 13 пунктов символа веры иудаизма, получивших всеобщее признание и помещаемых сегодня в иудейских молитвенниках. Но главным его философским и галахическим трудом является книга «Путеводитель растерянных», предназначенная для интеллектуальной элиты иудеев, представители которой усматривали противоречия между Священным Писанием и доводами философии и поэтому становились «растерянными». Маймонид доказывает, что нет никакого противоречия между доктринами иудаизма и философскими истинами, сформулированными еще Аристотелем. Он иносказательно и аллегорически трактует тексты Торы и Талмуда, полагая, что только их буквальное прочтение создает впечатление противоречия между идеями иудаизма и идеями рациональной философии. Его смелые толкования сущности Бога и его атрибутов, божественного провидения и грядущего мира, сотворения мира, пророчества, человеческого знания вызвали сильную оппозицию ортодоксальных раввинов, вплоть до запрета на чтение «Путеводителя растерянных» простыми верующими. Во Франции дело дошло даже до обращения трех ведущих раввинов страны в католическую инквизицию с осуждением этой книги, что повлекло ее сожжение. Существует два подхода к философии Маймонида, две школы его интерпретации. С точки зрения одной, он рассматривается как философ, стремившийся привести свои взгляды в соответствие с религиозным учением; другая видит в нем рационалиста, верного последователя Аристотеля, ставившего превыше всего познание мира силами человеческого разума. Характерно, что Маймонид посвящает рациональному объяснению характера пророческого опыта, уподобляемого интеллектуальному вдохновению, отдельный раздел, рассматривая психологию пророчества и его политическую функцию. Для Маймонида пророк – политическая фигура, здесь он сближается с учением Платона о философе-правителе, задача пророка – убеждать людей следовать Закону Моисея, используя образный язык, притчи, апеллируя к воображению народа.

 



 
PR-CY.ru