КАДИШ

КАДИШ, каддиш (арам. «святой») – самая эмоциональная и самая известная заупокойная благодарственная молитва на арамейском языке, в основном связанная с трауром, один из важных компонентов службы в синагоге. Ее читают только при наличии миньяна, обратившись в сторону Иерусалима, прославляя Бога и его могущество (в течение 11 месяцев после смерти близкого человека), но в ней нет упоминания о смерти или об умершем. Это, скорее, выражение непоколебимой веры в справедливость Бога и ценность жизни. Основной текст состоит из пяти фраз и делится на семь отрывков провозглашением «амен». Молитва выражает надежду на спасение и полное исцеление всего страдающего человечества. Переключая внимания скорбящего с собственной трагедии на всеобщую, кадиш поднимает его на более высокий уровень сознания. Евреи верят, что повторение этой молитвы дает благословение и скорбящему, и умершему. Считается, что после смерти душа попадает на суд, и решение этого суда во многом зависит от того, следуют ли потомки покойного религиозной традиции. Во время чтения кадиша евреи в знак печали по умершему семь дней сидят на низеньких скамеечках или на полу.  Поскольку ад, согласно иудаизму, – это не место пыток и горящего огня, и Бог не настолько жесток, то самый большой срок, который душа может провести в этом месте, очищаясь от грехов, – 12 месяцев. Причем только самым плохим людям нужен такой длительный срок, а добродетельным людям для «очистки» хватит одной ночи. Поэтому читают кадиш в течение только 11 месяцев. Более длительный срок означал бы, что умершего считают одним из самых плохих людей. В то же время уменьшение срока было бы связано с риском перестать молиться за душу покойного прежде, чем молитвы сделают свое дело. Существует несколько вариантов кадиша: полукадиш, включающий только три первые фразы; поминальный кадиш; полный, или общественный и т.п. Он читается нараспев, многие композиторы делали свои переработки традиционных мелодий кадиша, например, М. Равель.

 
PR-CY.ru