КУМРАНСКАЯ ОБЩИНА - Страница 75

Дискуссия 1980–1990 гг. о возможном влиянии ессеев на первоначальную христианскую общину была вызвана гипотезой о связи кумранитов с ессеями, жившими в Иерусалиме, а через них и с иудеохристианами (предложена бенедиктинским археологом Баргилом Пикснером и немецким исследователем Нового Завета Райнером Ризнером). Её необходимой предпосылкой было предположение о существовании квартала ессеев в Иерусалиме, который, как считали, находился на юго-западном холме Иерусалима (ныне гора Сион). Основу данной гипотезы составили, с одной стороны, убеждение в том, что кумраниты были частью движения ессеев (разделяется далеко не всеми исследователями), которое было широко распространено во всех городах Иудеи, с другой стороны, результаты археологических исследований, указавшие на то, что кумранское поселение какое-то время было оставлено жителями. Запустение Кумрана (о нём свидетельствует статистика найденных монет, и его соотносят с сообщением Иосифа Флавия о сильном землетрясении 31 г. до н.э.) в рамках гипотезы объяснялось тем, что ессеи благодаря покровительству Ирода Великого переселились в Иерусалим; после смерти Ирода Великого (4 г. до н.э.) часть из них осталась в Иерусалиме, а более радикальное крыло вернулось в Кумран, восстановив поселение. В качестве дополнительного аргумента сторонники данной гипотезы приводят свидетельство Иосифа Флавия о наличии «ворот ессеев» в Иерусалиме и расположенного рядом с ними участка под названием «Бетсон». Баргил Пикснер отождествил эти ворота с исследованной ещё Фредериком Джонсом Блиссом иродианской структурой и её окрестностями. Согласно гипотезе Пикснера-Ризнера, иерусалимские ессеи пользовались отдельными воротами из-за строгих правил ритуальной чистоты: наименование участка «Бетсон» было интерпретировано как «отхожее место» и соотнесено с предписанием «Храмового свитка» об устройстве отхожего места за пределами города. Таким образом, данными воротами ессеи должны были пользоваться для отправления естественных нужд за пределами города. Это предположение обосновывается также указанием на целую сеть бассейнов для ритуальных омовений, найденных на территории предполагаемого квартала ессеев, в том числе (уже за городской стеной) бассейна с разделёнными входом и выходом.

 



 
PR-CY.ru