КУМРАНСКАЯ ОБЩИНА - Страница 74

Вопрос о наличии фрагментов Нового Завета в кумранской библиотеке был поставлен в ходе изучения ряда документов, найденных в седьмой пещере. Эта пещера была разграблена ещё в древности, поэтому исследователи обнаружили лишь небольшие фрагменты двадцати рукописей. Часть из них надёжно идентифицирована: как часть рукописи книги «Исход» (по «Септуагинте»), как фрагмент «Послания Иеремии». Другие фрагменты, содержащие лишь отдельные читаемые буквы, остались неидентифицированными. Жаркие споры вызвала гипотеза, предложенная в 1972 г. испанским папирологом Хоселом О'Каллаханом Мартинесом, который пришёл к выводу, что некоторые фрагменты из седьмой пещеры содержали новозаветные тексты: Мк. 6:52–53, 1 Тим. 3:16–4:3. Широкий интерес к гипотезе учёного был обусловлен, в частности, тем, что появлялась возможность датировать Евангелие от Марка приблизительно на 20 лет раньше, чем было принято в науке этого времени, а также утверждать его историческую ценность. Однако тезис Хосела О'Каллахана был подвергнут критике рядом ведущих исследователей текстологии Нового Завета, специалистов-папирологов и кумранистов. Тем не менее, в 1984 г. Карстен Питер Тиде, специалист в области английской литературы, выступил с защитой идентификации фрагмента с Мк. 6:52–53 (его выводы обсуждались отдельными авторами и участниками конференции в Айхштетте в 1992 г.). Для прочтения исследуемого фрагмента К.П. Тиде использовал новейшие методы в области криминалистики, однако новые, более качественные фотографии фрагмента всё же убедили экспертов в том, что вывод О'Каллахана-Тиде ошибочен. Другие фрагменты из седьмой пещеры были надёжно идентифицированы, в основном, с текстами «Первой книги Еноха». Для другого фрагмента предложены альтернативные отождествления – с Зах. 7:3c–5 или с 1 Енох. 15:9d–10.

 



 
PR-CY.ru