КУМРАНСКАЯ ОБЩИНА - Страница 73

Остальные термины имеют параллели в Ветхом Завете (Ис. 26:10 по «Септуагинте», Тов. 4:6; 13:6 для выражения «творить правду», оно же имеет параллель в «Завещаниях двенадцати патриархов»; 4 Цар. 20:3 по «Септуагинте» для выражения «ходить в истине»; Пс. 55:14 для выражения «свет жизни» (в синодальном переводе это словосочетание передано как «свет живых»); Дан. 12:3 для выражения «вечная жизнь»). Й. Фрей указал также на то обстоятельство, что понятие «дуализм» охватывает множество религиозных и философских представлений, которые могут не иметь непосредственной связи друг с другом, и его некритическое использование может привести к неверным выводам, особенно если речь идёт о генетических связях между теми или иными религиозными движениями. В истории изучения Кумранской общины подобная ошибка уже была допущена, когда исследователи уделяли большое внимание возможной связи дуализма Кумранской общины с зороастризмом, несмотря на принципиальную разницу предпосылок, стоящих за обеими концепциями. В случае с текстами Кумранской общины и Евангелием от Иоанна очевидное сходство заключается, по мнению исследователей, в том, что дуализм не несёт онтологического характера: единственной причиной бытия мира признаётся Бог. Данное обстоятельство позволяет исследователям отвергнуть тезис о связи Евангелия от Иоанна с гностицизмом. Вместе с тем более детальное рассмотрение вопроса приводит исследователей к заключению, что о дуализме Кумранской общины нельзя говорить как о целостной концепции. Дуализм «Свитка войны» подразумевает грядущее реальное сражение между сынами света, которые понимаются вполне конкретно, как члены Кумранской общины, и сынами тьмы, под которыми подразумеваются политические враги Израиля и противники Кумранской общины среди самих евреев. Во главе сражения стоят в представлении авторов «Свитка войны» также вполне конкретные, хотя и мифологические персонажи. Дуализм раздела о двух духах в «Уставе общины» лишён, по мнению исследователей, этой конкретики и имеет, прежде всего, этическую направленность. По мнению А. Ланге и Й. Фрея, раздел о двух духах относится к числу «доессейских» текстов, т.е. произведений, авторство которых не связано с Кумранской общиной. Этот раздел, как содержащий важное для кумранитов противопоставление, был включён в «Устав общины» и скорректирован в разделе устава, описывающем ежегодный ритуал посвящения членов Кумранской общины. Оппозиции в Евангелии от Иоанна теряют в этом случае сколько-нибудь существенную связь с доктриной кумранитов и выводятся в широкий контекст «литературы премудрости» эпохи Второго храма. С этим контекстом может быть связан, по мнению исследователей, и вводный раздел «Учения двенадцати апостолов» с его этической концепцией двух путей.

 



 
PR-CY.ru