КУМРАНСКАЯ ОБЩИНА - Страница 7

Исследователи подчёркивают, что понятие «библейские» применительно к соответствующим текстам Кумрана несколько анахронично, поскольку на момент их написания библейский канон ещё не был полностью закрыт, и вопрос о том, какие книги можно считать особенно авторитетными, оставался открытым до II в. н.э. Однако традиционно к этой категории относят рукописи книг, которые впоследствии стали частью еврейской Библии. Они составляют примерно четверть всей библиотеки. Среди текстов Кумрана были обнаружены копии всех книг Ветхого Завета, кроме «Книги Есфири». Её отсутствие исследователи объясняют разными причинами, например, случайностью: рукописи книг Ездры-Неемии и первой – второй Паралипоменон дошли в единственном экземпляре, рукописей «Книги Притчей» всего две. Впрочем, Хартмунд Штегеман отрицает здесь фактор случайности, утверждая, что малое число сохранившихся рукописей говорит о невостребованности соответствующих текстов в Кумранской общине: их редко читали и переписывали. Однако отсутствие «Книги Есфири» может указывать и на неприятие членами Кумранской общины описанного в ней праздника Пурим, вошедшего в еврейскую традицию сравнительно поздно. Члены общины могли не принять эту книгу, поскольку в ней ни разу не встречается Имя Божие, а языческий правитель описан с явной симпатией. Вместе с тем среди множества фрагментов были обнаружены пять, которые исследователи склонны считать «прото-Есфирью» или апокрифическими сюжетами на темы персидской придворной жизни. Из прочих библейских книг наибольшим числом копий представлены книги Псалмов (39), «Второзаконие» (31) и «Исаии» (22). Исследователи подчёркивают, что почти все они написаны обыкновенным квадратным еврейским письмом. Исключение составляют 12 текстов, написанных палеоеврейским шрифтом: несколько копий разных книг «Пятикнижия» и «Книга Иова» (все они считаются в еврейском каноне древнейшими и приписываются Моисею). Использование палеошрифта исследователи объясняют, скорее, идеологически, поскольку все рукописи датируются последним этапом существования общины, и язык их не более архаичен, чем язык рукописей, написанных квадратным письмом. Исследователи полагают, что эта группа текстов имеет саддукейское происхождение, поскольку фарисеи считали, что использование палеошрифта было запрещено. Древнейшими библейскими текстами, обнаруженными в Кумране, исследователи считают фрагмент рукописи «Книги Исход-Левит» и фрагмент «Первой Книги Царств», датируемые на основании палеографических данных середины III в. до н.э.

 



 
PR-CY.ru