КИТТЕЛЬ Рудольф

КИТТЕЛЬ Рудольф (1853–1929 гг.) – немецкий гебраист и теолог. Изучал теологию в Тюбингене (1871–1876 гг.) под руководством И.Т. Бека, К.Г. фон Вайцзеккера (последователя Фердинанда Кристиана Баура) и профессора Ветхого Завета Людвига Дистеля, которого Рудольф Киттель считал своим главным учителем. Решающим для научной судьбы Рудольфа Киттеля стало участие в конкурсе на лучшую работу о датировке жреческого источника Пятикнижия, задача конкурса была сформулирована Л. Дистелем. Выводы в работе Рудольфа Киттеля, поданной на конкурс в 1875 г., с одной стороны, согласовывались с рядом положений критики Пятикнижия, но с другой – были консервативными и противоречили одному из основных тезисов теории Графа-Велльгаузена (см. ст. Велльгаузен Юлий, Пятикнижие). Согласно Рудольфу Киттелю, жреческий кодекс создан позднее других источников Пятикнижия, но не может быть датирован послепленным периодом. Конкурсную работу Рудольф Киттель защитил как докторскую диссертацию в 1876 г. Первая научная публикация Рудольфа Киттеля («Новейший поворот в исследовании Пятикнижия», 1881–1882 гг.) была посвящена критике теории Графа-Велльгаузена и представляла собой разбор недавно вышедшей книги «История Израиля» Ю. Велльгаузена. После окончания университета Рудольф Киттель недолго работал законоучителем в гимназии в Штутгарте, преподавал также древнееврейский язык. В эти годы была написана первая монография Рудольфа Киттеля по Ветхому Завету «История евреев» (первая часть; 1888 г.). Эту книгу воспринимали как «ответ Велльгаузену»: она не только была написана на ту же тему, но и имела похожую структуру. Хронологическому изложению событий древнееврейской истории предшествовал обширный раздел, посвящённый анализу источников Шестикнижия. Результаты исследований Рудольфа Киттеля противоречили некоторым выводам Ю. Велльгаузена. Согласно Ю. Велльгаузену, Второзаконие предшествует Книге пророка Иезекииля, которая, в свою очередь, была создана раньше жреческого кодекса, поскольку не согласуется со многими его положениями. Рудольф Киттель считал, что жреческий кодекс древнее Книги пророка Иезекииля, а его временнóе соотношение со Второзаконием неоднозначно: некоторые его части могут быть датированы раньше Второзакония, но в целом жреческий кодекс представляет собой более поздний этап развития традиции. Впоследствии Рудольф Киттель писал об этой своей работе, что он «шёл против течения», поскольку теория Графа-Велльгаузена завоёвывала всё больше сторонников по всей Германии.

 



 
PR-CY.ru