КИР II ВЕЛИКИЙ - Страница 7

Кир II Великий издал воззвание к жителям Вавилона, которое было записано на глиняном цилиндре вместе с «рамочным» текстом – предисловием и молитвой, обращённой к вавилонским богам от лица Кира II Великого, о благополучии Кира II Великого и его наследника Камбиса. Исследователи полагают, что текст был составлен представителями лояльной к Киру II Великому вавилонской аристократии. В предисловии захват власти Киром II Великим преподнесён как божественное наказание Набониду за то, что он не почитал вавилонских богов и перенёс их статуи из местных святилищ в Вавилон, а также не проявлял благоговения в отношении к Мардуку, главному богу вавилонского пантеона, и храму Эсагиле, важнейшему вавилонскому культовому центру (строки 3–10; первые две строки практически не сохранились). Мардук отстранил Набонида от власти и нашёл для Вавилона праведного царя – Кира II Великого, правителя Аншана, представителя царского рода, угодного богам. Мардук был на стороне Кира II Великого, и город покорился Киру II Великому без боя (строки 11–17). Народ радостно встречал Кира II Великого как своего освободителя, благословляя его имя (строки 18–19). За этим сообщением следует текст воззвания Кира II Великого, которое в литературе часто называется «манифестом» Кира II Великого. Текст открывается родословной нового царя и перечислением его титулов (строки 20–22). Кир II Великий свидетельствует, что мирно принял власть и не позволял своим воинам причинять вред жителям Шумера и Аккада (строки 23–24). Он восстановил в Вавилоне прежний культовый порядок и избавил жителей города от повинностей, наложенных на них Набонидом в связи с централизацией культа в Вавилоне и необходимостью обслуживать большое число идолов, привезённых со всей страны; за это Кир II Великий снискал божественное благословение (строки 25–27). По воле Мардука цари от «Верхнего моря» до «Нижнего моря» и «цари Запада, обитающие в шатрах» принесли Киру II Великому дань и целовали его стопы (строки 28–30). Кир II Великий вернул богов на их прежние места обитания как на территории Вавилонии, так и за её пределами (строки 30–33). Вслед за молитвой от лица Кира II Великого о благополучии царя и его наследника (строки 34–35; исследователи полагают, что молитва заканчивалась на строке 36, но текст не сохранился) и сообщением о том, что вавилоняне благословили правление Кира II Великого, вернувшего земле мир (строка 36), следует указание на ежедневные жертвоприношения, для которых Кир II Великий выделял всё необходимое (строка 37), и перечисление строительных работ, инициированных Киром II Великим (строки 38–43; строки 44–45 почти полностью повреждены). Сам по себе «манифест» Кира II Великого не является уникальным документом: воззвания к жителям Вавилона с обещанием мира и благоволения издавали ассирийские цари Мардук-апла-иддин II и Саргон II после захвата Вавилона; оба узурпатора стремились доказать легитимность своей власти, описывая своё религиозное усердие. Вопреки распространённому мнению «манифест» Кира II Великого – это не указ о возвращении народов, насильственно переселённых в Месопотамию.

 



 
PR-CY.ru