КАРАИМЫ - Страница 13

На современном этапе крымскую общину караимов характеризует ярко выраженное тюркское самосознание, в том числе в религиозной сфере (религия караимов возводится к тюркской национальной мифологии, элементы иудаизма считаются вторичными и привнесёнными), именно тюркское начало преобладает в работе по возрождению караимской культуры). Священное Писание караимы признают единственным источником своего вероучения. Тем не менее, караимство не могло существовать без традиции, выражающей общепринятое отношение к священному тексту. Принципиальное различие с раббанитами в вопросе использования традиции заключалось в том, что последняя никогда не объявлялась самостоятельным источником вероучения. Традиция наряду с Писанием принималась как Божественное откровение. Не отвергая многочисленные раббанитские галахические практики, караимство не восприняло концепцию Письменной и Устной Торы. В процессе существования общины сформировался свод правил, определённых в разное время конкретными обстоятельствами выживания общины и не имевших прецедента в Священном Писании. Эти правила получили название «бремя наследия». Теоретически авторитетность этих правил определяется фактом единогласного принятия их всей общиной. Это богословское положение имеет арабское название от корня «собирать» и еврейское соответствие от корня «свидетельствовать». За этими терминами стоит представление об идеальной общине не конкретной местной общине, а общине всего Израиля) – единодушной в понимании Священного Писания. Этот идеал неосуществим на практике; фактически это – готовность принять традицию предков как данность и признать, что единственным источником вероучения является Священное Писание, и что традиция не может быть обоснована ничем другим. Традиция освящена древностью, и никто уже не решится критически пересматривать её на основе Торы. Караимство не стремилось реформировать иудаизм и существовать без любых форм традиции. Но вместе с тем принятие традиций не означало, что для них требовалось ввести особый источник, соположенный Торе. Истина заключена только в записанном законе, и если человеку хватит мудрости, и он найдёт достаточные основания, чтобы показать, что та или иная традиция выводится из Писания, он должен это сделать. С именем Элияху бен Моше Башьячи связано окончательное формирование караимского вероучительного и галахического корпуса. Вместе со своим учеником Калевом Афендополо Элияху бен Моше Башьячи сформулировал десять принципов вероучения караимов: 1) Бог сотворил весь физический и духовный мир во времени и из ничего; 2) Он – Творец, Который Сам не был сотворён; 3) Он не имеет формы, ни с чем не сравним, бестелесен и абсолютно един; 4) Он послал учителя Моисея; 5) Он послал через Моисея Тору, которая содержит совершенную истину и не может быть дополнена или изменена каким-то другим законом; 6) каждый верующий должен изучать Тору в подлиннике и постигать её истинный смысл; 7) Бог раскрылся и другим пророкам (хотя их пророческий дар меньше, чем дар Моисея); 8) Бог воскресит мёртвых в Судный день; 9) Он воздаёт каждому человеку по его делам; 10) Бог не презирает живущих в изгнании, но хочет очистить их с помощью страданий; они могут надеяться на Его постоянную помощь и на избавление, орудием которого будет Мессия – потомок Давида.

 



 
PR-CY.ru