КЕДЕС, Кадис - Страница 2

Встречаются и официальные – с тирской символикой (якорь и дельфин) и с греческими и финикийскими надписями. Так, исследователи обнаружили буллу с изображением богини Танит и финикийской надписью: «Тот, кто (царит) над землёй». Исследователи полагают, что это – печать правителя Кедеса, назначенного селевкидами; ещё одна булла с изображением пшеничного колоса и виноградной грозди (как полагают исследователи, символами города) подписана: КYΔΙΣΣ. Найдена также редкая золотая памятная монета птолемейской чеканки с изображением Арсинои, супруги Птолемея II, – самая тяжёлая из обнаруженных на раскопках в Израиле (27 г.). Исследователи предполагают, что в VI в. до н.э. Кедес мог стать столицей персидской провинции Галилея. До сих пор об администрации этой части страны исследователям ничего не было известно. Персидскими провинциями были Иудея, Самария и Идумея. Впоследствии эти земли вместе со всей Верхней Галилеей перешли под власть Тира, возможно, в знак благодарности за помощь в войнах против Греции. Последние буллы из архива исследователи датируют 148 (или 147) г. до н.э. Исследователи полагают, что комплекс пришёл в запустение после победы Маккавеев. Однако при пожаре пострадали только архивные помещения здания. Архив был погребён под слоем разрушенных стен из сырца, превратившихся в обожжённую глину. По версии исследователей, архив могли сжечь жители Тира, восставшие против селевкидской администрации. На это косвенно указывают тирские монеты, со 141 г. называющие город «святым и неприкосновенным». В последней трети II в. до н.э. комплекс вновь заселялся, однако никаких следов административной деятельности уже нет. В начале I в. Кадес был окончательно заброшен. Следов римского жилого слоя на памятнике исследователи не обнаружили, хотя по соседству расположен важный культовый центр. В византийский период на холме была построена погребальная часовня. Исследователи полагают, что на протяжении всего греко-римского периода здесь располагался некрополь: рядом обнаружен небольшой мавзолей и ещё несколько римских захоронений. Сохранившиеся руины монументального римского храма высотой около 8 м известны исследователям с конца XIX в. Раскопки проводились А. Овадией, И. Роллем и М. Фишером (Тель-Авивский университет) в 1981–1984 гг. Был открыт просторный теменос (55х80 м) с храмом посередине, со стенами и воротами, расположенными на одной оси со святилищем. Храм прямоугольный (17,6х20 м), с шестиколонным портиком и целлой, ориентирован на запад. Восточный фасад постройки с главным центральным и двумя боковыми входами достигал 12-метровой высоты, был выложен крупными тёсаными камнями, без раствора (сухая кладка). Частично сохранились мощеные полы. К западной стене святилища напротив главного входа изнутри была пристроена апсидальная ниша, в которой, по мнению исследователей, помещалась статуя божества. Сохранилось множество фрагментов антаблатуры, характерных для позднеримского стиля восточной империи конца II в. Среди декоративных элементов – треножник, кифар, маски, звёзды и полумесяц. По бокам от северного и южного входов на внутренней стене здания исследователи обнаружили массивные каменные кратеры, от которых вглубь здания уходят узкие каналы для возлияний. Над одним из кратеров помещён рельеф с изображением одетого в тогу человека, опирающегося на копьё и держащего в руках сосуд для возлияний. Две обнаруженные по соседству греческие надписи (117 и 214 гг. н.э.) позволяют исследователям утверждать, что храм был посвящён Баал-Шамину («Владыке небес»), одному из главных божеств сиро-финикийского пантеона в римский период, отождествляемого с Зевсом. По предположению Дж. Магнесс, здесь же находился оракул Аполлона. Исследователи полагают, что храм был разрушен землетрясением 363 г.



 
PR-CY.ru