КАИРСКАЯ ГЕНИЗА - Страница 4

В 1909–1912 гг. Жак Моссери провёл раскопки на кладбище Бассатин. Обнаруженные им рукописи находились в коллекции семьи Моссери, но в 2006 г. были переданы Кембриджу на долговременное хранение. Некоторое количество документов было выкуплено архимандритом Антонином (Капустиным), чьё собрание поступило в императорскую Публичную библиотеку. Коллекцию главы сефардской общины Великобритании М. Гастера поделили Британский музей (в настоящее время Британская библиотека) и библиотека университета Джона Райланда в Манчестере. Таким образом, больше половины документов из Каирской генизы находится в собрании Тейлора-Шехтера в Университетской библиотеке Кембриджа (около 193 тыс. фрагментов). Около 30 тыс. фрагментов хранится в библиотеке Еврейской теологической семинарии. Около 4 тыс. фрагментов находится в Бодлианской библиотеке. Остальные рассеяны по библиотекам всего мира. В общей сложности из архива Каирской генизы сохранилось около 350 тыс. фрагментов. Основная масса документов записана на пергамене (в основном, литургические тексты) или бумаге (подавляющее большинство текстов). Исследователям известно некоторое количество папирусных фрагментов (в том числе не только кодексы, но и свитки). Среди древних пергаменных рукописей исследователи встречают ряд палимпсестов (нижний слой – чаще всего христианские сочинения или иудейские, но не на еврейском языке). Большинство документов относится к 969–1265 гг., хотя есть и рукописи VIII–IX вв. (нижний слой ряда палимпсестов датируется VI в.). Самые поздние документы относятся к XIX в. Бóльшая часть документов написана на арабском языке еврейскими буквами, а также на еврейском и арамейском языках. Встречаются тексты на греческом, сирийском, персидском языках, идише, ладино и др. Среди наиболее значимых находок в Каирской генизе – фрагменты греческого перевода Ветхого Завета, выполненного Акилой, «Гекзапл» Оригена, версий Ветхого Завета на христианском палестинском арамейском и сирийском языках. В Каирской генизе также были обнаружены сочинения основателя караимства Анана бен Давида (VIII в.) на арамейском языке. В 1910 г. С. Шехтер опубликовал устав сектантской общины «цадокитов» (или Дамасский документ), о которой в то время было известно лишь из сочинения караимского учёного аль-Киркисани, называвшего её членов саддукеями. Изучение этого памятника, сохранившегося в двух средневековых копиях, получило новый импульс после открытия в 1947 г. кумранских свитков, среди которых была обнаружена ещё одна редакция этого устава и другие близкие к нему тексты галахического содержания. Помимо еврейской «Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова», в архиве Каирской генизы были обнаружены фрагменты апокрифической арамейской «Книги Левия» (частично совпадающей с «Завещанием Левия» в составе Двенадцати патриархов завещания). В Кембриджском собрании хранится еврейско-хазарская переписка (частично переписка хазарского правителя Иосифа и раввина Хасдая ибн Шапрута была опубликована ещё в XVI в., а затем в 1897 г. Авраамом Яковлевичем Гаркави).

 



 
PR-CY.ru