КАИН - Страница 9

Отмечая порочность Каина и не отрицая нравственной причины отвержения его жертвоприношения, Иосиф Флавий ставит этот факт в зависимость от характера приносимых плодов: он замечает, что Бог оказался более благосклонен к жертве Авеля, составленной из того, что произвела сама природа (т.е. молоко и перворождённое из стад), нежели к тому, что «насильно вызвано из земли по расчёту корыстолюбивого человека» (т.е. продукты земледелия и плоды деревьев). Иосиф Флавий замечает, что Господь, смилостивившись над Каином, тем не менее, проклял его и его потомков до седьмого колена и выгнал его с той земли, уверив, что никто из диких зверей не причинит ему вреда. Однако Каин не увидел в постигшем его наказании предостережения от Бога и предался самым постыдным порочным деяниям: он стал изобретателем мер и весов, использование которых лишило людей прежней простоты нравов, а также придумал разграничительные столбы и принудил всех своих близких жить в одном месте – огороженном стенами первом городе. В Книге Юбилеев особый акцент сделан на проклятии Каина, убившего своего брата, так что отныне проклятие всякому, кто убил своего человека по злобе, записано на небесных скрижалях. Также упоминается о рождении у Евы двух дочерей, которых Каин, уже после того как был проклят, взял себе в жёны. Согласно этому апокрифу, Каин погиб под камнями своего разрушившегося дома, а справедливость этой смерти обосновывается тем, что «орудием, которым муж убил своего ближнего, должен быть и он убит». Подробнее история Каина и Авеля раскрывается в «Апокалипсисе Моисея», который известен исследователям под более правильным названием «Житие Адама и Евы» (начало II – начало V вв., или до начала VII в.). Новорождённый Каин был назван родителями как «лишённый света», а Авель – в переводе может означать, по мнению исследователей, как результат порчи текста; исследователи предлагают в качестве противопоставления эпитету Каина переводить его как «тот, кто одевает одеяние». Исследователям неясно, почему в латинской версии «Жития Адама и Евы» Каин именуется «ясный, светлый». Согласно этому апокрифу, Ева ещё в вещем сне прозревает гибель Авеля от рук Каина; чтобы предотвратить это, Адам отделяет братьев друг от друга и обучает их разным ремёслам. К Каину применяются негативные эпитеты, которые находят отражение и в христианской традиции: он именуется «сыном гнева» (Vita Adae et Euae; ср.: 1 Ин. 3:12) и назван злым. После убийства брата Каин пытался похоронить Авеля, т.е. скрыть его тело, но земля не захотела принять его. Тогда ангелы взяли тело Авеля и поместили его под камень, где был захоронен Адам. В эфиопском варианте «Книги Еноха» рассказывается о том, как Енох, сын Каина, слышал сетование духа Авеля, который сказал ему, что будет мучиться до тех пор, «пока семя его (Каина) не будет изглажено с лица земли, и из семени людей не будет уничтожено его семя». История Каина и Авеля пересказана в этом апокрифе под видом притчи о том, как чёрный бык преследовал красного и изгнал его с земли, а белая корова (Ева) искала его и, не найдя, подняла жалобный вопль. Исследователи полагают, что красный цвет быка символизировал кровь убитого Авеля. В «Апокалипсисе Авраама» (конец I – начало II вв.) в видении Аврааму являются Адам и Ева вместе с «тварным противником» (очевидно, сатаной), который сподвиг Каина преступить закон и убить брата.

 



 
PR-CY.ru