ЭСХАТОЛОГИЯ

ЭСХАТОЛОГИЯ – учение о грядущем конце мира. С периода второго Иерусалимского храма эта тема становится одной из центральных идей еврейского религиозного сознания. С самого начала в иудаизме важнейшим было представление об избранности еврейского народа, постепенно смыкавшееся с универсалистской идеей будущего правления Бога над всем человечеством. Это будущее царство Божие ассоциировалось с «концом дней». Израильтяне рассматривали себя как орудие, при посредстве которого Бог распространит свою власть на все человечество. Бог вступил в Завет с Израилем, он его поддерживает, посылая в трудные времена избавителей. В эпоху пророков библейских происходит дальнейшее развитие эсхатологической концепции иудаизма. Появляются идеи о неотвратимости божественной кары за грехи, особенно жестокой именно потому, что их совершает избранный Богом народ. Появляется выражение «День Господа», или «день Господнего гнева», обозначающее грядущий день божественной кары. После Дня Господа Бог, верный своим заветам, простит еврейский народ и вернет ему процветание. Большое влияние оказали предсказания пророка Исайи, в его книге заложены все основные темы, получившие дальнейшее развитие уже в талмудическую эпоху. Исайя предсказал всеобщую кару, которая будет носить характер космической катастрофы. Позднее этот мотив стал характерной частью как еврейской эсхатологии, так и эсхатологических представлений других авраамических религий (христианства и ислама). Первая тема в пророчествах Исайи – это тема «святого Остатка народа Израиля» (см. Шеар), связанная с обещанием, что, по меньшей мере, часть народа Израиля Бог пощадит. Другая эсхатологическая тема в пророчествах Исайи – будущее идеальное Иудейское царство, управляемое Мессией из дома Давида. Также у Исайи впервые встречается мотив горы Сион, как будущего центра духовной жизни всего человечества. После разрушения первого Храма и вавилонского пленения появляется иной мотив – божественный план, предопределяющий человеческую историю от начала до конца (Иезекииль). Эсхатологические представления развиваются в апокалиптической литературе и апокрифах. Здесь говорится о приходе Мессии, о чем возвестит посланный Богом пророк. В Талмуде были представлены две различные точки зрения на мессианские времена. Согласно первой, законоучители полагали, что библейские пророчества о мессианских временах относятся к олам ха-ба, а не к этому миру. Согласно другой версии, которую развивал в Средние века Маймонид, – пророчества относятся к земному миру. Им придавался политический характер – торжество веры Израиля, восстановление его величия и т.д.

 
PR-CY.ru