ИИУЙ - Страница 2

Взойдя на престол, Ииуй казнил оставшихся членов дома Ахава, подобно узурпаторам трона в Северном царстве (2 Цар. 15:29; 16:11). Кровавая расправа Ииуя свидетельствует о том, что он рассматривал членов иудейской и израильской царских семей как возможных претендентов на трон династии Амврия. Став царём, Ииуй боролся с финикийским культом, проявив себя ревностным последователем веры в Господа и противником религиозного синкретизма. Он казнил всех пророков Ваала, собрав их в святилище в Самарии, разрушил храм Ваала и устроил там отхожее место (4 Цар. 10:18–27). Но Ииуй не упразднил золотых тельцов, установленных Иеровоамом I в Вефиле и Дане, почитание которых осуждалось пророками Илиёй и Елисеем. По мнению исследователей, поддержкой этих местных святилищ Ииуй стремился воспрепятствовать посещению народом Иерусалима как религиозного центра (ср.: 3 Цар. 12:26), по этому поводу в Священном Писании было сказано, что «Ииуй не старался ходить в законе Господа, Бога Израилева, от всего сердца» (4 Цар. 10:31). Уничтожение дома Амврия привело к ослаблению связей Израиля с Иудеей и Финикийским царством, это подтолкнуло арамейское царство Дамаск усилить давление на Северное царство. Опасаясь вторжения арамейского царя Азаила, Ииуй обратился за помощью к Ассирии. В анналах ассирийского царя Салманасара III упоминается о дани, заплаченной Ииуем, который именуется «сыном Амврия». Эта ошибка не столько показатель неосведомлённости ассирийцев относительно смены династии в Израиле, сколько подтверждение международного значения династии Амврия. В 841 г. до н.э. Салманасар выступил против Азаила и осадил его в Дамаске; затем направился на юг к Харрану, разрушая по пути арамейские города. В месте Ваал-Рош (на финикийском побережье) он собрал дань у Ииуя и правителей Тира и Сидона. Сцена уплаты дани Салманасару представлена на рельефе, именуемом «Чёрный обелиск», где Ииуй изображён простёртым ниц перед ассирийским царём. Ассирийская кампания 841–838 гг. до н.э. против Азаила не позволила арамеям воспользоваться внутренним беспорядком, охватившим Израильское царство после переворота Ииуя. В последующие годы, когда Ассирийская империя пришла в упадок, Азаил вторгся в Северное царство и завладел израильской частью Заиорданья вплоть до Арнона (4 Цар. 10:32–33). Время правления Ииуя и его сына Иохаза стало периодом господства арамеев над Израилем. Поступки Ииуя в исторических книгах Ветхого Завета получили положительную трактовку, поскольку рассматривались в контексте беспощадной борьбы пророков Илии и Елисея против финикийских культов Ваала и Астарты ради утверждения почитания истинного Бога (3 Цар. 19:15–18). За успешное искоренение культа Ваала Ииую и его династии было предсказано длительное правление (4 Цар. 10:30). Однако в последующей пророческой традиции поступки Ииуя осуждаются: устроенная им кровавая резня в Изрееле, согласно пророку Осии, стала виной всего народа и одной из причин падения Северного царства (Ос. 1:4).



 
PR-CY.ru