ИЗРАИЛЬ ДРЕВНИЙ - Страница 62

Иудея середины I в. н.э. была наводнена выходцами из разных стран (римлянами, греками, сирийцами, арабами). Иосиф Флавий пишет о конфликтах между иудеями и самарянами. Среди евреев также не было единства. В различных направлениях иудаизма этого времени высказывались разные мнения о законе, о служении в храме, об интерпретации Писания. В условиях ужесточения политики префектов и при отсутствии еврейского царя усиливались мессианские ожидания. В обществе существовали различные фарисейские группы, в основном, умеренного толка: саддукеи, наиболее открытые влиянию эллинизации и считавшиеся внутренними врагами; ессеи, претендовавшие на роль истинного священства; разные националистически настроенные группировки (так называемые разбойники, немного позже – сикарии и зелоты; Деян. 5637). Напряжённость несколько снизилась с 41 по 44 г. н.э., когда Рим поставил царём Агриппу I, внука Ирода Великого. Но после его смерти Иудея снова была отдана во власть префектов; усилились трения с римскими властями, с новой силой разгорелись разногласия между религиозно-политическими группировками, ввергая страну в хаос. II. Первое антиримское восстание (66–74 гг. н.э.). Исследователи выделяют ряд причин, которые привели к восстанию против римлян: социально-экономическое положение в Иудее; религиозный конфликт с Римом; отчуждение правящего класса от иудейского общества под римским влиянием; активность экстремистских группировок, втянувших в войну и другие группы; попытку римлян получить доступ к сокровищам храма; политику префектов; всплеск эсхатологических, мессианских ожиданий. С самого начала отношение евреев к восстанию было двойственным. Одни считали, что власть Рима предопределена Богом, поэтому её нужно принять. По мнению других, антиримское восстание могло приблизить приход Мессии и освобождение Израиля. В ходе восстания исследователи выделяют четыре этапа. В апреле 66 г. н.э. префект Гессий Флор приказал разграбить храмовую сокровищницу. В ответ на начавшиеся в Иерусалиме волнения в город были введены римские войска, произошли кровопролитные столкновения. Сторонники мира во главе с Агриппой II, который правил в Трахонитиде и Васане, сделали попытку остановить волнения, но их действия лишь спровоцировали радикально настроенные группировки, и в городе началась гражданская война. Националистам-сикариям удалось захватить Храмовую гору, но часть из их, под натиском сторонников мира покинула Иерусалим и укрылась в крепости Масада, где эта группа оставалась до конца восстания. В это же время военные действия, направленные, главным образом, против греков, римлян и эллинизированных евреев, начались по всей стране, волнения перекинулись и в диаспору (Александрию и Дамаск). В начале восстания экстремисты, как полагают исследователи, имели целью достижение политической независимости.

 



 
PR-CY.ru