ИЗРАИЛЬ ДРЕВНИЙ - Страница 2

Эта этимология обосновывается примерами из других семитских языков, на основании которых реконструируется общесемитский корень с первичным значением «лечить» (геэз – лечить, исцелять, сабейский – спасать, защищать, араб. – защищать). Кроме того, подчёркивается, что собственные имена типа «Бог-излечил» широко распространены как в северо-западных семитских языках (например, аморрейское имя «Бог-Лекарь»), так и в восточных (например, аккад. Мой Бог – Мой Лекарь). Л.Е. Коган этимологизирует также имя Иаков (как сокращение, которое переводится обычно: «Бог защитил», «Бог охранил») на основании южно-семитских корней со сходным значением (например, геэз – хранить, охранять) и приходит к выводу о том, что Иаков и Израиль – два аморрейских имени одного и того же человека, которые могли когда-то быть практически идентичными по смыслу. Приведённую интерпретацию подтверждает находка южно-аравийской надписи, в которой обнаружено собственное имя. Только в книге Бытие имя Израиль прилагается к отдельному человеку – патриарху Иакову (49 раз), в подавляющем большинстве случаев в Библии это имя группы людей (этноса, народа Божия, государства, созданного потомками патриарха Иакова; ср. также совпадающее по содержанию имя «сыны Израиля»). Так, уже в самых ранних текстах (например, в песне Деворы: Суд. 5:2, 7–8) наименование Израиль прилагается не к племени или территории, но к союзу племён, объединённых общей верой, об установлении которого говорится в Нав. 24:1–28. В обозначении единого царства «Израиль и Иуда» (2 Цар. 5:5; др.) слово «Израиль» указывает на северные колена, т.е. не включает колена Иуды и Симеона, которые жили на юге. Падение Северного царства и депортация израильтян ассирийцами в 722 г. до н.э. привели к изменению значения имени Израиль. Оно стало прилагаться к Южному царству и вновь приобрело религиозное значение, отличаясь, таким образом, от чисто политических наименований, как «дом Иудин» (3 Цар. 12:21; 4 Цар. 19:30; Ис. 22:21) или «Иудея» (провинция в составе империи – 1 Езд. 2:1; Неем. 1:2; 7:6; 11:3). В обозначении Иудеи именем Израиль отражается память о древней истории, когда колено Иуды было частью союза израильских племён. В поздний царский период пророки говорят о двух царствах Израиля, т.е. о Северном – собственно Израиле и Южном – Иудее («И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля…» – Ис. 8:14; ср.: Ис. 5:7; Мих. 2:12; 3:8–9; имя Иаков также было перенесено с Северного царства на Южное – Мих. 3:1, 8–9; Наум. 2:2; Ис. 2:5–6; ср.: 29:22). Такой религиозный смысл наименования Израиль (в качестве народа Божия) остаётся во всех последующих поколениях, несмотря на политические изменения. Однако память об Израильском царстве времён Давида продолжает сохраняться.

 



 
PR-CY.ru