ИУДЕЙСКОЕ ИСКУССТВО - Страница 3

Огромное количество европейских синагог утрачено в годы Второй мировой войны. Иудейское изобразительное искусство также складывается в поздней античности. После 71 г. н.э. синагоги начали украшать фресками с библейскими сюжетами и мозаиками. К VI в. в Святой земле (Эрец-Исраэль) складывается иконографическая схема мозаичного украшения полов синагоги. Ближе всего к апсиде (или к стене, обращенной к Иерусалиму) помещалось панно с ритуальными предметами: Арон кодешем, менорами, луловами (пальмовые ветви для праздника Суккот) и этрогами (плоды, использовавшиеся при богослужении праздника Суккот). Зодиакальный круг помещался, как правило, в центре пола, а жертвоприношение Авраама – у входа в синагогу. В Средние века изобразительное искусство развивается по нескольким направлениям – ритуальные предметы, связанные с богослужением в синагоге и украшением свитка Торы, а также искусство миниатюры. Оба они восходят к поздней античности, но большинство памятников относятся к XVII–XX вв. Для свитка Торы изготавливали ларец, выполненный из серебра и украшенный орнаментом. Свиток Торы одевали в специальную рубаху с колокольчиками, идущими по низу, и увенчивали короной – кетер Торой. И то и другое символически указывало на одежды первосвященника Иерусалимского храма. Два стержня, на которых держался свиток, завершали декоративными навершиями – риммоним. Весь свиток увешивался торашилдами – пластинами с рельефными орнаментами. Арон кодеш был богато украшен резьбой. Для синагоги выполнялись семисвечники – меноры, а в каждом еврейском доме зажигался светильник для праздника Хануки – ханукиа. Характерной особенностью всех ритуальных предметов является единство образов, которые восходят к выработанной после разрушения Храма иконографической схеме. Это образы из сцены жертвоприношения Авраама, жертвенные животные, зодиакальный круг, колонны Яхин и Боаз, львы (символ колена Иудова, в котором, согласно представлениям иудеев, должен родиться Мессия) и предметы Иерусалимского храма. Самое крупное собрание предметов иудейского искусства хранится в Израильском музее (Иерусалим). Значительное собрание ритуального серебра в настоящее время находится в Музее исторических драгоценностей Украины (Киев). Основные памятники книжной иллюстрации относятся к Средневековью. Миниатюрами украшались брачные контракты – кеттубы и пасхальные агады, а также молитвенники – махзоры. Особенно много манускриптов происходит из Испании, Франции, Германии и Италии. С изобретением книгопечатания традиция украшения книг продолжилась в новых формах. Самое раннее упоминание о религиозной музыке евреев находится в Библии. Там упоминаются музыкальные инструменты, использовавшиеся при богослужении – шофар (рог), кимвал, псалтырь и др. Согласно преданию, царь Давид организовал музыкальное сопровождение храмового богослужения, заключавшееся в пении псалмов. Этот хор состоял не менее чем из 12 певцов. Во время богослужения в синагоге сохранялось хоровое антифонное пение, которое дополнялось фигурой хаззана (кантора) – солиста, который вел службу. Инструментальная музыка в богослужении в синагоге не использовалась (за исключением органа в иудаизме реформистском).



 
PR-CY.ru