ИУДАИЗМ В РОССИИ - Страница 2

В царствование Александра II был отменен институт «кантонистов», и иудеи были уравнены с другими гражданами в отношении воинской повинности. Постепенно право жительства вне «черты оседлости» было предоставлено некоторым категориям иудеев – богатым купцам и промышленникам, лицам с высшим образованием, ремесленникам, провизорам и фельдшерам. Это способствовало появлению новых иудейских общин как в Центральной России, так и в Сибири. После убийства Александра II по городам и местечкам юго-запада прокатились первые волны погромов, которые периодически повторялись во времена обострения внутриполитической ситуации в стране. Правительство ввело новые ограничения для иудеев, строгие процентные нормы в учебных заведениях, фактически сократило территорию «черты оседлости». Такое положение привело к уходу радикальной еврейской молодежи в революционные партии и сионистское движение (см. Сионизм), а также нередко к отрицанию религии предков. Тем не менее, еще в начале XX в. большинство иудейского населения (5,2 млн. чел.) продолжало вести традиционный образ жизни в пределах «черты оседлости». В число лиц иудейского вероисповедания включались малые этнические группы грузинских, горских, бухарских евреев и крымчаков. Около 15 тыс. приверженцев неталмудического иудаизма (см. Караимов религия) никаким правовым ограничениям не подвергались, однако переход в религию караимов другим евреям запрещался. После ликвидации кагальной системы продолжали существовать автономные религиозные иудейские общества, правда, без определенного четкого юридического статуса. К началу XX в. ведущими центрами религиозной жизни иудейских общин становятся Санкт-Петербург и Москва, где сооружаются монументальные синагоги. В последние годы существования Российской империи резко усилилась антииудейская и антиеврейская кампания, нашедшая свое концентрированное выражение в «деле Бейлиса», когда правительственная юстиция безуспешно пыталась обвинить киевского мещанина Бейлиса в ритуальном убийстве мальчика-христианина. После свержения царизма в 1917 г. Временное правительство отменило все правовые ограничения для иудеев. Хотя после Гражданской войны в СССР было реализовано гражданское равноправие евреев, официальная идеология была направлена против всякой религии, в том числе и против иудаизма. Закрывались синагоги, преследовались раввины. Во время Великой Отечественной войны и после нее советскими властями было допущено некоторое послабление в отношении религии, что коснулось также иудаизма. Однако в начале 1950-х гг. началась антисемитская и антииудейская кампания. В период «оттепели», наступившей после смерти Сталина, иудейская культурно-религиозная жизнь не была в полной мере восстановлена. В 1960-1961 гг. в период развернутой антирелигиозной кампании были закрыты синагоги во многих городах, а также религиозное училище (ешибот) в Москве. Большинство раввинов было вынуждено эмигрировать, что привело к почти полной утрате кадров служителей иудейского культа. Арабо-израильская война 1967 г. вызвала оживление национально-религиозных чувств у значительной части еврейского населения, у молодых образованных людей, полностью ассимилированных в русскую культуру. В настоящее время в России происходит оживление организационных структур, необходимых для нормального существования и развития иудейских религиозных общин. Центром еврейской религиозной жизни сегодня является Москва, где размещается раввинский суд, имеющий право решать вопросы, относящиеся к соблюдению иудейских религиозных законов. Имеются синагоги, различные учебные заведения, еврейские школы, работают религиозные объединения и училища. Синагоги и еврейские школы работают также в десятках других городов России. Иудаизм официально признан одной из четырех традиционных религий России. Массовые смешанные браки в течение нескольких поколений затрудняют сегодня оценку числа лиц, потенциально тяготеющих к иудейской религиозной традиции на территории России и СНГ. По некоторым весьма приблизительным подсчетам, их численность на постсоветском пространстве достигает 3 млн. чел. Кроме того, следует отметить существование специфически российского явления – различных сект «иудействующих».



 
PR-CY.ru