ИУДАИЗМ - Страница 8

Шестиугольная звезда (см. Маген Довид, Еврейская звезда) не упоминается в талмудической литературе, и в качестве эмблемы иудаизма этот знак закрепился только в XIX в. С древнейших времен в качестве символа иудаизма используется семисвечник (менора). Особое место в иудаизме занимают правила кошерной пищи (см. Кашрут). Обряды жизненного цикла начинаются с обрезания младенцев мужского пола. Оно производится на восьмой день жизни и символизирует знак особого союза с Богом. Одновременно происходит наречение имени. Имя девочкам дается в синагоге при чтении Торы, предпочтительно в субботу. Выкуп первенца – символический выкуп первого мальчика. Бар-мицва – совершеннолетие мальчика, которое наступает в 13 лет. Для верующих это крайне важное событие в жизни: после этого 13-летнего мальчика засчитывают как взрослого при образовании молитвенного кворума (миньяна), состоящего из 10 мужчин. Сравнительно недавно был введен подобный обряд и для девочек, достигших 12 лет (см. Бат-мицва). Свадьба совершается под большим балдахином, называемом «хуппа». Раввин произносит благословения. Жених надевает кольцо на указательный палец правой руки невесты и произносит фразу на еврейском языке: «Ты этим кольцом посвящаешься мне по закону Моисея и Израиля». В заключение раввин зачитывает брачный контракт – кетуба, в котором муж обязуется обеспечивать жену «пищей, одеждой и всем необходимым и жить как муж в соответствии с общим обычаем». Оговариваются и финансовые обязательства мужа в случае смерти или развода. В завершение ритуала разбивают бокал из-под вина, выпитого за счастье молодых, как напоминание о разрушенном Иерусалимском храме. Имеются подробные наставления и законы семейной чистоты и ритуальных омовений женщин. Развод в иудаизме считается большим несчастьем. Причины его могут быть разнообразны, но кетуба в любом случае защищает права женщин. В случае неизбежности развода по определенным правилам мужем или его представителем составляется разводное письмо, называемое «гет». После его вручения по соответствующему ритуалу жене раввин сообщает ей, что она снова может выйти замуж через 90 дней. По религиозному закону, женщина, вышедшая замуж без получения разводного письма, считается прелюбодейкой, а ее дети от этого брака – незаконнорожденными. С другой стороны, считается крайне аморальным отказывать жене в разрешении развода, если она на этом настаивает на законных основаниях. Похороны умершего, согласно традиции, осуществляет особое похоронное общество –  «Хевра кадиша» (арам. «Святое товарищество»). Его члены совершают ритуальное омовение тела умершего, покрывают его простым белым саваном. Простой неукрашенный гроб (в древности его не было) символизирует равенство всех перед лицом смерти. Ритуал погребения завершается чтением молитвы на арамейском языке – «Кадиш», прославляющей имя Бога. После похорон родные покойного семь дней не выходят из дома, сидят на полу, отказавшись от привычных занятий. В синагоге три раза в день читается молитва «Кадиш». Чтение молитвы продолжается в течение года. Годовщина смерти отмечается особым ритуалом «Йорцайт». Накануне вечером зажигается свеча, которая должна гореть 24 часа. Три раза в день читается молитва «Кадиш».

 



 
PR-CY.ru