ИУДАИЗМ - Страница 6

Нормы этики должны распространяться не только на евреев, евреи должны лишь показать остальным эти нормы на практике. Несмотря на ее подчеркнутый национальный характер, иудаизм – это религия, а не раса. Хотя это – религия еврейского народа, вопрос национальности не является безусловным. Так, в Книге Руфь рассказывается о том, как бывшая моавитянка стала прародительницей царя Давида. Иначе говоря, родители одного из величайших евреев сами не были евреями, в строгом смысле слова. Переход в иудаизм, а, следовательно, в еврейство, хотя и затруднен, но возможен. Более того, на протяжении всей истории евреи охотно выдавали замуж своих дочерей за богатых и влиятельных юношей из других племен и народов, а также брали в свои семьи одаренных, но бедных  юношей, не считаясь с их национальностью. Главным принципом при этом считался именно переход в иудаизм, что влекло за собой распространение на вновь принятых норм иудейского права (см. Галаха). Его основным принципом является полное равенство каждого члена общины перед Богом, независимо от имущественного и социального положения. Этические нормы в иудаизме неотделимы от правовых. Иудейское право берет начало в правовых системах народов Древнего Востока, которые были евреями лишь заимствованы, переработаны и развиты. Особенность его с самого начала заключается в том, что оно было как религиозным, так и национальным. Даже после ликвидации древнего государства Иудеи к I в. н.э. иудейское право до эпохи эмансипации в XVIII в. продолжало не только существовать, но и развиваться в автономных иудейских общинах на территории многих государств под покровительством внешних властей. Теократический характер общины исключал для иудеев возможность обращаться за решением внутренних споров в неиудейские суды. В такой ситуации в компетенции иудейского права находились все гражданские споры между членами иудейских общин, а нередко и уголовные дела. Поскольку зачастую невозможно было разделить ритуальные, правовые и моральные аспекты, оно регулирует все стороны жизни и деятельности иудея постоянно, кроме часов сна. Наиболее полное отражение иудейское право нашло в нормативной части устного Писания (Талмуда) – Галахе, а также в Агаде. После разрушения Иерусалимского храма в 70 г. н.э. иудейская судебная система сохранилась во всех общинах и стала основой их автономии. Передаваемые вначале устно законы иудейского права были со временем зафиксированы в Мишне Иегудой Галеви (начало III в. н.э.), затем в Вавилонском и Иерусалимском Талмудах к концу VI в. Стройная система талмудического законодательства и правовых принципов выстраивается лишь в послеталмудической литературе (в самом Талмуде каждый случай разбирается отдельно и формально). Поэтому юридическими источниками иудейского права признаются Мидраши – толкования и комментарии Галахи. В иудейском праве четко различаются законы, непосредственно следующие из Священного Писания (ми-де-орайта), и постановления законоучителей от своего имени (ми-де-раббанан). Принципиальное различие между ними заключается в том, что всякие сомнения в случаях ми-де-орайта трактуются в сторону ужесточения, а в случаях ми-де-раббанан, наоборот, – в сторону смягчения. Однако строгого различения этих категорий не существовало.

 



 
PR-CY.ru