ИУДАИЗМ - Страница 3

Разрушение Храма повлекло за собой необходимость создания нового способа объединения приверженцев. С этой целью наследники фарисеев (законоучители) завершили составление в конце V в. в Месопотамии Вавилонского Талмуда (Бавли), который представляет собой огромный свод (кодекс) религиозных, этических и правовых норм средневекового иудаизма, получившего всеобщее признание как законченная устная Тора (т.е. Учение). В Палестине был создан другой Талмуд (Ершулами). В VIII в. в Багдаде под властью мусульман часть членов иудейской общины (так называемые караимы) отказались признать толкования Закона, содержащиеся в Талмуде. С X в. центр иудейской учености перемещается в мусульманскую Испанию. Самым выдающимся представителем ее был великий теолог и философ Моисей Маймонид (1135/38–1204), доказывавший, что иудаизм не противоречит понятиям разума, когда речь идет о Боге, Провидении, свободе воли и т.д. После изгнания евреев из Испании и в связи с их преследованием христианскими властями в XV–XVI вв., духовный центр иудаизма перемещается в Восточную Европу. Там иудейская мысль замкнулась в сугубо религиозных спорах и разработках отвлеченных талмудических вопросов. До мельчайших деталей были уточнены и жестко закреплены подробности иудейского культа, праздников, обрядов, права и пищевых запретов (кашрута). Бедствия иудеев, связанные, в частности, с их изгнанием из Испании, а также с ухудшением общего положения иудейских общин в Европе в ходе и после крестовых походов, привели к распространению мистических учений, прежде всего каббалы, нередко в упрощенном варианте, и способствовали появлению так называемых лжемессий. В связи с общим упадком Польши в XVIII в. в Западной Украине возникает движение хасидизма. В конце XVIII в. в Германии развиваются идеи Гаскалы, которые в дальнейшем привели к созданию иудаизма реформистского, отказавшегося от многих традиционных догм, в частности, от ожидания мессии-избавителя, ряда обременительных обрядов и пищевых запретов. Одновременно появился иудаизм консервативный, а также активизировался иудаизм ортодоксальный. Одно из учений иудаизма мессианского характера способствовало появлению христианства, ко II в. вышедшего за пределы собственно иудаизма. Но в отличие от христианства и мусульманства, для которых характерно выделение догматической основы религии, в иудаизме нет системы общепризнанных догматов, хотя ряд выдающихся еврейских религиозных мыслителей пытались сформулировать основные его принципы. Тем не менее, в центре внимания иудейской философии всегда оставались вопросы Галахи. Находившаяся в процессе постоянного развития на фоне меняющихся исторических и социальных условий, она оставалась основой жизненного уклада еврейских общин во всех странах мира. Несмотря на многообразие местных традиций и различия течений в иудаизме, именно исполнение мицвот (т.е. всех предписаний Галахи) определяло принадлежность к еврейству. В XVIII–XIX вв. иудаизм, оказавшись в новых исторических условиях, испытал на себе влияние процессов эмансипации и последовавшей за ней массовой ассимиляции. Тогда же происходит широкая секуляризация всего европейского общества, уменьшение влияния религии на повседневную и общественную жизнь. Возникла потребность в рациональном определении особенностей и целей иудаизма в современном обществе.

 



 
PR-CY.ru