ИУДАИЗМ - Страница 2

Евреи эллинистического мира называли Священное Писание Библией; это название закрепилось в христианской традиции. Основополагающие идеи иудаизма изложены в Десяти заповедях (см. Декалог), дарованных, согласно традиции, Богом на горе Синай через пророка Моисея еврейскому народу, называемому также народом Израиля по имени внука патриарха Авраама – Иакова-Израиля. Этими заповедями закрепляется особый договор – Завет между Богом и еврейским народом, ставшим благодаря этому акту «избранным», т.е. «первообладателем» Священного учения, согласно которому именно народу Израиля завещано возвестить слово Божие всем народам Земли. В иудаизме считаются абсолютно неразделимыми любовь к Богу и любовь к человеку как творению Бога. Разумеется, это относится не только к евреям. Избранный народ отличается от других только в сугубо религиозном отношении. Считается, что для нееврея даже легче достигнуть праведности. В частности, не требуется совершать обряд обрезания, не распространяются пищевые ограничения и т.д. Иудаизм допускает большую свободу мысли в толковании и осмыслении своих общих положений. Более того, приветствуются различные версии в изложении событий, трактовка их смысла. Однако религиозное законодательство предельно строгое, и эта строгость объясняется именно избранностью народа. В книгах Торы содержится детальное изложение религиозного законодательства о праздниках, обрядах и предписаниях о пище (законы кашрута). Книги Писаний повествуют об истории Израильского царства, о строительстве царем Соломоном Храма, ставшего центром иудаизма. В них сообщается о бедствиях народа, наказываемого Богом за грехи, понимаемые в трех смыслах: идолопоклонство, прелюбодеяние (т.е. брак с неевреями) и убийство. А также о разрушении Храма вавилонянами в VI в. до н.э. и уводе еврейского народа в плен. Ряд Писаний носит поэтический и нравоучительный характер. Книги пророков, посвященные поучениям, занимают примерно третью часть Библии. Пророки библейские страстно обличали грехи народа, с большой поэтической силой говорили о будущих судьбах еврейского народа, предсказывали грядущий приход избавителя – Помазанника Божия (Мессии). После возвращения из плена и восстановления Храма жизнь народа управлялась толкователями законов – соферами (писцами). Постепенно развивается представление о том, что наряду с письменной Торой (Танахом) Моисей получил и Тору устную, под которой соферы понимали собственные толкования религиозного учения и письменной Торы. В эпоху второго Храма (как в независимом Иудейском царстве, так и под властью римлян) преемниками соферов стали фарисеи – выразители религиозной идеологии народных масс, а их оппонентами выступили саддукеи. К I в н.э. иудейские общины распространились по всему Средиземноморью и сопредельным областям. Число иудеев в диаспоре сравнялось или даже превысило иудейское население самой Иудеи. Их ряды во многом пополнялись посредством обращения в иудаизм неевреев, чему способствовал и перевод Танаха на греческий язык еще в 250 г. до н.э. (см. Септуагинта). Тогда же в иудейской среде усиливаются и мессианские движения (см. Мессианство). Приверженцы эгалитарного движения (ессеи) призывали до прихода Мессии уйти от грешного мира. Другие же, напротив, призывали к восстаниям против Рима, что закончилось разрушением Иерусалима и Храма в 70 г. н.э.

 



 
PR-CY.ru