ИУДАИЗМ

ИУДАИЗМ – первая религия человечества, утверждающая существование единственного Бога, первая из трех религий, восходящих к Аврааму, поэтому две другие (христианство и ислам), уходящие корнями в иудаизм, также называются авраамическими. Иудаизм необходимо рассматривать с разных точек зрения: религиозной, идейной, политической, правовой, этической, культурной, обрядовой и т.д. В широком смысле слова это – мировоззрение, соединяющее религиозные, национальные и этические элементы, определяющие верования и жизненный уклад еврейского народа. В узком смысле слова – это религия еврейского народа в той форме, которую она приняла после разрушения первого Иерусалимского храма и первого вавилонского пленения в 587 г. до н.э. В отношении более раннего времени принято скорее говорить о «религии Древнего Израиля», которая возникла в конце II тыс. до н.э. на одном из самых важных перекрестках античного мира, на Средиземноморском Ближнем Востоке, где сталкивались культуры столь же богатые, сколь и различные (Месопотамия, Египет). После пребывания в обетованной Палестине, где сыновья Авраама (Исаак и Иаков) обосновались в XII в. до н.э., еврейский народ был рассеян по миру. Разрушение второго (и последнего) Храма в 70 г. н.э. открывает почти двадцать столетий великого рассеяния евреев. В 1948 г. «национальный очаг для еврейского народа», создание которого было обещано англичанами еще в 1917 г., обрел форму Государства Израиль. В это светское государство, в котором религия играет очень важную роль, евреи стекаются со всего мира. Сам же термин «иудаизм» появился лишь во II в. до н.э. Иудаизм относят к религиям Откровения, поскольку приверженцы верят, что Бог открыл людям истину в Священном Писании. Его основная идея состоит в том, что евреи в силу договора, заключенного с Богом на Синае, – народ избранный. Однако эта избранность вовсе не предполагает господства над другими народами, она сводится лишь к особым отношениям с Богом. Иудаизм, следовательно, является религией, вокруг которой сплачивается избранный этнос, т.е. народ и религия как бы взаимно перекрывают друг друга. Ревностное сохранение в неприкосновенности заветов Израиля – условие сохранения национальной индивидуальности еврейского народа. Отсюда простота учения (несмотря на обилие священных текстов и комментариев к ним), заключающаяся в двух ключевых положениях: единство Бога и избранность Израиля. «Шма Исраэль», символ веры, сопровождающий иудея на протяжении всей жизни, таков: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть». Вера в единого Бога подкрепляется постоянным служением ему. Само название «иудаизм» происходит от евр. слова «йехуда», что означает «призванный восхвалять Бога». Его основные положения представляют собой переплетение антагонистических мотивов: идеи универсализма и национализма; богоизбранности еврейского народа и равенства всех людей, созданных по образу и подобию Божьему; личного искупления и национального освобождения. Сохранению целостности иудаизма на протяжении веков способствовало особое отношение к Библии, учение о мицвот (см. Мицва), заповедях (см. Заповеди религиозные), обязательных к исполнению для всех евреев. Традиция вероучения изложена в Священном Писании, именуемом иудеями Танах (или ТаНаХ); она представляет собой аббревиатуру из первых букв названий трех разделов Писания: Тора, Невиим, Кетувим (по правилам еврейской грамматики «К» на конце слова переходит в «Х»).

 



 
PR-CY.ru