ИСАЙЯ

ИСАЙЯ (евр. «Бог есть спасение») – великий пророк библейский, который может быть признан одним из крупнейших древнееврейских писателей, создателем учений об остатке Израиля (шеаре) и о Мессии. Он не просто осмелился мечтать о мире без войн, но провозгласил, что невозможное вполне возможно, и каждый человек должен сыграть свою роль для скорейшего наступления этого будущего. Исайя говорил о том, что даже один человек может повлиять на судьбы мира, что общество можно изменить с помощью маленьких добрых дел. Как? Изменяя себя. Пусть люди примут решение стать лучше, и все человечество изменится к лучшему, поскольку мир – это не что иное, как сумма его частей. Исайя уделял особое внимание чтению проповедей евреям, указывая, что они, как избранный народ, должны делать гораздо больше, поскольку у них есть миссия – быть светочем для других наций. А мессианская идея (см. Мессианство) нуждается в проповеднике. Евреи считают, что Священное Писание возлагает на них эту обязанность. Согласно Библии, Исайя по рождению принадлежал к высшей иерусалимской аристократии, возможно, даже царскому роду. Его пророческое служение продолжалось приблизительно с 733 по 700 гг. до н.э. и сочеталось с активной политической деятельностью при четырех иудейских царях. Проповедь Исайи начинается с обличения правящей верхушки страны за нарушение Божьих Заветов и беспощадное угнетение народа, обирание бедняков, вдов и сирот. Обличает пророк также и народ за формальное отношение к богослужению, за суеверие, жестокость, безнравственность, идолопоклонство. Он считал, что именно эти грехи навлекут на народ Израиля страшные бедствия, приведут к гибели страны и большинству народа. Вместе с тем Исайя верил, что остаток народа (шеар), который вернется к Богу, все же спасется. При этом он пророчествует, что Господь даст знамение грядущего – рождение младенца из династии Давида, которого назовут Иммануэль («с нами Бог»). Предшествовавшие ему пророки тоже говорили об ожидаемых мессианских временах, но ни разу не упоминали о самом Мессии. Черты этого будущего Спасителя впервые появляются только в писаниях Исайи, который описывает его яркими красками. Для него Бог Израиля является Божеством всемогущественным и всемирным, а не только племенным и национальным. Авторитет Исайи был настолько высок, что жившие на протяжении почти двухсот лет спустя еще два безымянных пророка пользовались его именем и включили свои речения в Книгу пророка Исайи. Развивая мессианские идеи, первый его продолжатель (так называемый Второисайя) полагает Мессией «раба Божьего», который терпит незаслуженные гонения, его презирают, он обречен на гибель, его сравнивают с «безгласным агнцем». Но он своими ранами исцелил раны других, поэтому будет возвеличен Богом, поскольку «Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем». Иудеи полагают, что «раб Божий» – собирательный образ еврейского народа, а христианская традиция видит в этом пророчество о личности и судьбе Иисуса Христа и даже полагает Исайю «пятым евангелистом». Весь текст книги отличается исключительно высокими поэтическими достоинствами и признан вершиной библейской поэзии. Книга пророка Исайи найдена среди свитков Кумранской общины (см. Свитки Мертвого моря) и датируется примерно концом II – началом I в. до н.э. Исайя нередко выступал с критикой внешней политики царей Иудеи, полагая, что спасение страны зависит, прежде всего, от внутреннего нравственного возрождения народа. Согласно талмудическому преданию, Исайя был по приказу иудейского царя-вероотступника Манассии распилен заживо вместе с деревом, в дупле которого он прятался. В русском языке употребляется выражение с пометками книжн., высок. «Перековать мечи на орала», т.е. перейти от войны к мирной политике. «И Он будет судить народы и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, не будут более учиться воевать» (Ис. 2:4). Орало (старосл., древнерус.) – соха, плуг.

 
PR-CY.ru