ИЗРАИЛЬ БЕШТ - Страница 2

Погруженный в состояние экстаза, молящийся теряет над собой контроль: он делает резкие телодвижения, громко выкрикивает слова и даже начинает петь. Так и должно быть, ибо сущность религии в чувстве, а не в уме. Талмудические наука и законоведение имеют второстепенное значение и лишь тогда бывают полезны, когда возбуждают восторженное религиозное настроение. Истинная же религиозность заключается в сердечной привязанности к Богу, в горячей вере и молитве. Простолюдин, проникнутый искренней верой в Бога и умеющий усердно молиться, угоднее Господу, чем раввин-законник, всю жизнь проведший в изучении Талмуда и исполнении мелочных обрядов. Поэтому хасидизм явился оппозицией иудаизму ортодоксальному. К аскетизму Бешт относился отрицательно, хотя и не отвергал его, но считал, что служение Богу должно быть радостным, а посты «вызывают печаль». Он учил, что к Богу должно относиться не как к суровому господину, а как к доброму Отцу, Утешителю всех угнетенных и страждущих. Между Богом и человеком есть ничем не заменимые узы – любовь. Однако, добавлял он, любовь к Богу не может быть оторвана от земной жизни и должна осуществляться через любовь к человеку. Кто любит Бога, исключая при этом любовь к человеку, низводит тем самым свою любовь и своего Бога до простой абстракции. Проповеди Бешта нашли горячий отклик в сердцах украинских евреев, и число его последователей стало быстро расти. Постепенно вокруг него образовалась многочисленная группа учеников (сам Бешт назвал их хасидами – «благочестивцами»), которых он посвящал в тайны своего учения. Делал он это не путем систематического изложения каких-то доктрин, а в форме изречений и притчей (см. Притча религиозная), которые в дальнейшем были записаны учениками и положили тем самым начало литературе хасидизма (сам Бешт ничего не записывал). Умер он в Меджибоже. Его официальным преемником стал любимый ученик Бер Межирецкий, при котором хасидизм окончательно оформился в самостоятельное религиозное течение. Особую роль в нем стали играть духовные наставники – цадики. Первым цадиком считался сам Бешт, после которого эта роль закрепилась за династиями его потомков и потомков его ближайших учеников. К концу XVIII в. хасидизм с неимоверной быстротой распространился среди еврейского населения Польши и России. И вплоть до сегодняшнего дня хасиды сосуществуют с ортодоксальными течениями иудаизма и успешно с ним конкурируют.



 
PR-CY.ru