ИЕРУСАЛИМ - Страница 3

В настоящее время Иерусалим является центром многочисленных святых мест для иудеев и христиан различных направлений, а также для мусульман. В Иерусалиме проживает около 500 тыс. чел. Из них евреев – 350 тыс., остальные в основном арабы, из которых примерно 10% – христиане. Имеются также небольшие общины различных христианских конфессий. Согласно иудейским и христианским представлениям, именно в Иерусалиме произойдет окончательная победа добра над злом. Особое значение Иерусалима нашло свое отражение в талмудическом законодательстве. Большое внимание в Галахе уделяется правилам, призванным поддерживать ритуальную чистоту города. Так, было запрещено хоронить умерших в пределах города, а древние захоронения следовало удалить из него, кроме погребений рода Давида. Поскольку святость Иерусалима вечна, то ряд связанных с городом законов остается в силе и после его разрушения: молящийся вне Иерусалима должен обращаться лицом к нему, а молящийся в нем – к Храмовой горе. На саму Храмовую гору заходить нельзя, так как неизвестно, где именно были расположены части, куда нельзя было заходить ритуально нечистым. В ритуальной практике современного иудаизма содержится много элементов, символизирующих траур по разрушенному Иерусалиму и Храму, например, свадебный обряд разбивания стеклянного бокала. В Агаде развивается концепция об Иерусалиме как начале мира и его центре. Согласно одной агадической легенде, Адам был сотворен из земли с горы, на которой впоследствии был воздвигнут Храм. Считалось, что Святая святых стоит на краеугольном камне мироздания, над которым был расположен Ковчег Завета. В Агаде берет свое начало и учение о «вышнем, небесном» Иерусалиме – идеальном городе, существующем на небесах и неразрывно связанном с Иерусалимом земным. Теме Иерусалима посвящены многие произведения литургической поэзии (пиюты), где город выступает  как символ великого прошлого Израиля и обещание будущего возрождения, связанного с приходом Мессии и небесным Иерусалимом. Молитвы об Иерусалиме, о его восстановлении, славословия в его честь – непременный атрибут как будничных литургических, так и праздничных служб.



 
PR-CY.ru