ИЕЗЕКИИЛЬ

ИЕЗЕКИИЛЬ (евр. Иехезкель – «Бог укрепляет») – один из великих пророков библейских. Когда вавилоняне в 587 г. до н.э. разграбили Иерусалим и увели в плен оставшихся в живых иудеев, Иезекииль также был уведен в вавилонский плен. Он выступил в качестве пророка, когда ему было 30 лет, т.е. достаточно молодым человеком. В нашем обыденном сознании библейские пророки – это седовласые старцы, умудренные жизненным опытом и частично утратившие интерес к простым житейским радостям, поэтому имеют моральное право учить народ. Однако многие пророки начинали свои проповеди еще в юном возрасте, поэтому удивляли сородичей не свойственной молодости мудростью. Иезекииль стал духовным вождем и руководителем уведенных в плен иудеев. Он – первый из пророков, который нес это служение в Вавилонии, за пределами Святой Земли. Поэтому в его пророческой деятельности, вызванной и пронизанной особыми видениями, видно влияние месопотамской символики. Пророк сурово обличает грехи народа Израиля, полагая, однако, что Всевышний все же не даст ему погибнуть, чтобы не допустить осквернения своего имени. В его проповедях содержится ряд новых и оригинальных идей, в частности, представление о личной ответственности каждого человека за грехи и повышение роли личного раскаяния за нарушение заповедей (см. Заповеди религиозные). Он верил, что по велению Бога в будущем произойдет воскресение мертвых. Божественному прощению и спасению предшествует нашествие Гога из страны Магог (см. Гог и Магог), но в ходе последней войны Господь уничтожит Гога. Особое место в его проповеди занимают мессианские мотивы (см. Мессианство). Иезекииль описывает восстановленное по воле Всевышнего будущее царство на земле Израиля как своего рода социальную утопию. Он подробно сообщает размеры и вид нового Иерусалимского храма и Иерусалима. В новом государстве всем управляет князь, функции которого сведены к обязанностям первосвященника. Войн больше не будет, все живут в полном довольстве и благополучии. Земля делится между возвращенными на родину членами 12 колен Израиля, причем равные наделы получают и живущие среди членов этих колен неевреи. Евреи Вавилонии чувствовали, что вера покинула их, чувствовали себя костями, которые никогда не оживут, считали, что история народа закончилась. Поэтому для них Иезекииль был пророком надежды – «хатиква». И его пророчества исполнились для его современников: вавилонские евреи вернулись на свою землю и восстановили наследие своих отцов. В пророчествах Иезекииля Господь впервые предстал не как грозный Судия, а как добрый пастырь, заботливо пасущий свой народ и лелеющий его. Эти представления окончательно сформировались в христианстве, где еврейский Господь, Сущий, не имеющий даже каких-то определенных черт, вочеловечивается и приносит себя в жертву ради спасения человечества. Личная судьба Иезекииля разительно отличается от судьбы другого пророка – Иеремии, который был его старшим современником. Иезекииль не знал ни преследований, ни гонений и спокойно дожил до старости в своем доме в Телль-Авиве. Он оставил большую книгу, полную видений, притч (см. Притчи религиозные), аллегорий, пророчеств и символики. Часто проводится параллель тех событий с современными: европейские евреи в середине 1940-х гг. думали, что гибель шести миллионов их собратьев превратила мир в бесплодную долину, полную мертвых костей, но с ними были слова Иезекииля. Через три года после Холокоста родилось государство Израиль, и евреи вернулись в Землю обетованную. Поэтому гимном их государства стала песня «Хатиква» («Надежда») на стихи поэта Нафтали Херц Имбера.

 
PR-CY.ru