ИУДЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 42

В иудаизме различаются грехи ритуального характера, которые искупаются через омовения и жертвоприношения, и грехи нравственного характера, которые прощаются через примирение с тем, против кого они совершены. В Ветхом Завете приводятся примеры раскаяния и исповедания грехов в присутствии другого человека (Нав. 7:20–21; 1 Цар. 15:24–25) и только перед Богом (Пс. 32; 50 и др.), покаянные молитвы (1 Ездр. 9:6, 7, 15; Неем. 1:6, 7; 9:2, 33–35). Исследователи отмечают, что для ветхозаветного периода весьма характерны коллективные покаяния за грехи всего народа (Суд. 10:101; Цар. 7:6; Неем. 9; Ис. 65:5–9; Дан. 9:4–19). Основным днём очищения от грехов в Ветхом Завете был Йом Киппур (Лев. 16:30). В Ветхом Завете приводятся предписания о левитской чистоте и о том, когда и как должны совершаться омовения и жертвоприношения, очищающие от грехов ритуального характера, а также указываются те грехи, за которые полагаются изгнание или смертная казнь. В кумранских свитках содержатся детальные предписания о ритуальных омовениях (записаны ежедневные молитвы). При этом у кумранитов исследователи встречают учение о том, что омовения недействительны без покаяния. Очищение от грехов совершается не только в Йом Киппур, но и ежедневно. Нечистым запрещается до очищения участвовать в общинных трапезах (сохранился чин изгнания из общины). В раввинистической традиции ритуалы очищения играют огромную роль. Большая часть Мишны и Талмуда так или иначе посвящена теме «чистое и нечистое». Детально описываются виды, способы и последствия осквернения через контакты с предметами, нечистыми людьми, язычниками, через деяния, ведущие к нечистоте, способы очищения предметов, самого себя и т.д. При этом большое значение придаётся покаянию перед Богом. О покаянии говорится как о том, что создано до сотворения мира. Оно достигает Престола Славы, продлевает жизнь и приносит искупление. Раскаявшийся грешник стоит выше никогда не согрешавшего праведника. Поскольку человек не знает дня своей смерти, некоторые раввины призывали проводить всю жизнь в покаянии. Исповедание грехов без покаяния делает исповедание недействительным. Правда, некоторые учили, что в Йом Киппур происходит очищение от грехов и без покаяния. Прошения о прощении грехов и об очищении входят в состав многих молитвословий. В Талмуде приводятся специальные благословения, читаемые после погружения для ритуального омовения в микве. Основным литургическим актом очищения от грехов является цикл обрядов и молитв, связанных с праздником Йом Киппур. Согласно раввинистическим представлениям, в Йом Киппур человек очищается от грехов против Бога, а от грехов против ближнего – только в том случае, если примирится с ним. Много покаянных формул было разработано для кануна Йом Киппура (например, «Исповедаю всё злое, что сделал пред Тобой...»; «Боже мой, прежде чем я был создан...»). В период гаонов появились алфавитные списки грехов «Мы виновны» («Ашамну»; так называемые Виддуй Катан – Малое исповедание) и «За грехи, которые мы совершили пред Тобой» («Ал Хет»; Виддуй Гадол – Великое исповедание). Покаянные молитвы (селихот) от лица всей общины читаются в течение десяти дней перед Йом Киппуром. В Талмуде также предписывается совершение исповеди на смертном одре и перед казнью. В Средние века в движении Хасидей Ашкеназ большое значение приобрела практика регулярной исповеди членов перед наставниками. Подобная практика тайной исповеди грехов друг другу существовала и у каббалистов. В Новое время в некоторых традициях Виддуй Катан стал читаться ежедневно.

 



 
PR-CY.ru