ИУДАИЗМ РАВВИНИСТИЧЕСКИЙ - Страница 9

Попытки насильственного насаждения язычества при Антиохе IV Епифане (175–164 гг. до н.э.) привели к образованию в Палестине движения «благочестивых» (асидеев, евр. хасиды; 1 Макк. 2:42; 7:13; 2 Макк. 14:6), противостоявших эллинизации и готовых защищать иудейскую религию всеми средствами. Из этой среды появилось несколько чётко оформившихся течений, Иосиф Флавий описывает эти течения как три «философcкие школы» – саддукеев, ессеев и фарисеев. Наряду с этими крупными течениями существовали более локальные и менее многочисленные группы (например, в I в. н.э. – последователи Иоанна Крестителя, Банна и др.), а также отдельные чудотворцы и пророки. Большую роль играли «книжники»-писцы Иерусалимского храма. В народной среде широкое распространение получили астрология и магия, появилось множество гадателей, колдунов, предсказателей и т.п. Несмотря на то что их деятельность запрещалась Торой, следы этих практик находят впоследствии и в раввинистической среде. О существовании устной Торы (о «неписаных законах», преданиях «старцев» или «отцов» и т.п.) в эллинистическую эпоху сообщали Филон Александрийский, Иосиф Флавий и Новый Завет (Мф. 15:2; Мк. 7:3; Гал. 1:14; из раннехристианских авторов с устными преданиями иудеев знакомился Егесипп. Многое из того, что ассоциируется с учением раввинов, уже существовало в качестве обычая или обсуждалось в период Второго храма (например, расстояние, на которое можно ходить в субботу, обряды омовения, браки с язычниками, принятие даров от язычников, обрезание в субботу, время принесения в жертву пасхального агнца и др.). Традиционно истоки раввинистического иудаизма исследователи находят в учении и практике фарисеев (букв. – «отделившиеся»). Это течение, по сведениям Иосифа Флавия, появилось в правление Ионафана I (152–143 гг. до н.э.), но в правление Иоанна Гиркана (134–104 гг. до н.э.) фарисеи впали в немилость, при Александре Яннае (103–76 гг. до н.э.) преследовались, но были восстановлены в правах при Саломее Александре (76–67 гг. до н.э.). В правление Ирода Великого их было больше 6 тыс. По мнению исследователей, именно фарисеи фигурируют в некоторых кумранских свитках под именем «ищущих приятного (льстивого)», а не правды Божией (ср.: Ис. 30:10). Глагол «искать» в данном случае имеет значение «исследовать Писание». Исследователи усматривают здесь игру слов – те, кто занимаются изучением заповедей (букв. – «исследующие галаху»), на самом деле пытаются их перетолковать. Аргументом в пользу того, что речь идёт о фарисеях, исследователи считают упоминание о том, что эти льстецы привели языческого царя в Иерусалим. По словам Иосифа Флавия, некие лица действительно пригласили последнего царя из династии Селевкидов Деметрия III в Иерусалим в 88 г. до н.э., во время правления Александра Янная. Однако большинство иудеев Деметрия III не поддержали, и после ряда военных столкновений он ушёл обратно. Тогда Александр стал преследовать изменников, распяв на крестах 800 повстанцев. Страну покинули 8 тыс. его противников. На том основании, что при Саломее Александре фарисеи пытались наказать советников Александра Янная, исследователи делают вывод о том, что фарисеи и были теми, кто пытались восстановить правление Селевкидов.

 



 
PR-CY.ru