ИУДАИЗМ РАВВИНИСТИЧЕСКИЙ - Страница 8

Согласно Мишне, когда приходило время их череде служить, то, не имея возможности со священниками идти в храм, они собирались вместе в своих городах, постились четыре дня – с понедельника по четверг, читали Писание и молились. Если даже эти сведения не являются исторически достоверными (Иосиф Флавий не упоминает об этом), они показывают исследователям, в каком направлении эволюционировали синагоги, ставшие, по крайней мере, к IV в. местами для совершения иудейского богослужения. Длительное существование под властью язычников и широкое распространение иудейских общин в античном мире ставили перед евреями вопрос об универсальности иудейской религии и о возможности принятия иудаизма язычниками. Хотя возможность обращения язычников обсуждалась, примеров прозелитизма из дохристианской эпохи немного. В то же время источники говорят о появлении групп «богобоязненных» из числа язычников, принявших веру в Единого Бога (поскольку тот же термин использовался в отношении благочестивых иудеев, в источниках исследователи не всегда могут отличить одних от других). Несмотря на это, в раввинистическом иудаизме возобладала тенденция к этнической замкнутости, хотя обряды и условия принятия язычников были детально проработаны раввинами во II в. н.э. Всеми иудеями в период Второго храма признавался безусловный авторитет письменного текста Пятикнижия (Торы) (в том числе у самаритян). Уже в III в. до н.э. становится заметным процесс канонизации и фиксации текста Священного Писания (первое несомненное свидетельство – восхваление отцов в «Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова» (Сир. 44–50), в котором упоминаются среди прочих 12 пророков (Сир. 49:12), что указывает на существование сборника 12 малых пророков). К концу II в. до н.э. формируется представление о трёхчастном каноне Священного Писания (Закон, Пророки и другие писания). Однако границы канона не были чётко определены. Кумранские рукописи свидетельствуют не только о значительном количестве разночтений (например, для «Книги пророка Исаии»), но и о сосуществовании нескольких редакций одной и той же книги («Первая и Вторая книги Царств», «Книга пророка Иеремии», «Книга Иова»). Тем не менее, многие рукописи I в. до н.э. исследователи относят к тому типу, который признан каноническим в раввинистическом иудаизме (так называемые протомасоретские рукописи). Наряду с текстами на еврейском и арамейском языках широкое распространение (не только в диаспоре, но и в Святой земле) получают греческие переводы Священного Писания. Помимо библейских текстов на греческом языке было написано множество иудейских сочинений (экзегетических, историографических, философских, поэтических). Влияние эллинистической культуры проявилось не только в архитектуре, социально-политических институциях, образе жизни, образовании и т.д., но и в религиозной практике евреев. Например, празднование Пасхи приобрело черты греческого симпосия. Однако массового отказа от веры предков не происходило (известные исследователям примеры относятся к еврейской элите, например, Юлий Тиберий Александр).

 



 
PR-CY.ru