ИУДАИЗМ РАВВИНИСТИЧЕСКИЙ - Страница 5

Отказ от такого подхода происходил во второй половине XX в. Важную роль в этом сыграли находки новых памятников – гностической библиотеки в Наг-Хаммади и кумранских свитков. В работах Элиаса (Ильи Иосифовича) Бикермана, Гершома Шолема, Мортона Смита, Давида Флуссера и др. было показано, что влияние эллинизма на иудейскую религию было более глубоким и разносторонним, а раввинистический иудаизм на первых этапах существования не был таким «нормативным», каким казался раньше. Тезис Э. Гудинафа об отсутствии в период Второго храма и в первые века христианства какой-либо чётко оформленной иудейской ортодоксии был развит в работах Джейкоба Нойзнера, который доказывал, что ранний иудаизм был принципиально плюралистичен и многообразен (поэтому, по его мнению, следует говорить об «иудаизмах»), а раввинистические свидетельства периода становления раввинистического иудаизма являются поздними легендами. Окончательный отказ от гипотезы о двух иудаизмах (консервативном иудаизме Палестины и открытом для влияний извне «эллинистическом иудаизме» диаспоры) произошёл после выхода работы Мартина Хенгеля, показавшего, что все течения иудаизма периода Второго храма были течениями «эллинистического иудаизма». В связи с этим в историографии термин «поздний иудаизм» был заменён термином «ранний иудаизм» (нем. Frühjudentum, англ. Early Judaism), чтобы подчеркнуть, что разнообразие в вероучении и религиозной практике евреев в период Второго храма было связано не с упадком прежней формы религии, а со становлением новых форм, одной из которых наряду с религией самаритян, гностицизмом, мандеизмом, христианством и др. стал раввинистический иудаизм. Тем не менее, дискуссия о существовании в период Второго храма общей для всех иудеев религии, позволявшей им говорить о себе как о едином народе, и о том, в какой мере раввинистический иудаизм является преемником этой религии, продолжилась. Эд Пэриш Сандерс разработал концепцию «общего для всех» (обыкновенного) иудаизма (Common Judaism), основными положениями которого были вера в Единого Бога и непрестанное служение Ему, соблюдение субботы, обрезание, законы чистоты и почитание Иерусалимского храма (ожидание прихода Мессии вопреки распространённому мнению не было всеобщим; те группы, которые имели подобные эсхатологические ожидания, представляли себе Мессию (мессий) по-разному). Современная историография находится между двумя полюсами. С одной стороны, принимается тезис о том, что раввинистический иудаизм своими корнями уходит в период Второго храма и сохраняет многое из того, что существовало в ту эпоху, с другой – признаётся, что ключевыми для кристаллизации раввинистического иудаизма стали IV–VI вв., когда раввинистическое движение как одно из течений в рамках иудаизма Второго храма превратилось в форму религии, принятую большинством иудеев.

 



 
PR-CY.ru