ИУДАИЗМ РАВВИНИСТИЧЕСКИЙ - Страница 3

В христианских источниках впервые фиксируется в Послании Галатам (Гал. 1:13–14). Еврейский аналог термина «иудейство» исследователи встречают крайне редко, преимущественно в средневековой литературе (например, в толковании Ибн Эзры на Втор. 21:13). Последователи раввинистического иудаизма изначально предпочитали называть свою религию «Тора» («наставление», «учение», подразумевающее и практическое исполнение, отсюда перевод – «закон»). Определение «раввинистический» в раввинистическом иудаизме исследователи связывают с тем, что ключевую роль в формировании корпуса вероучительных текстов и религиозного законодательства играли раввины. Титул «раввин» происходит от еврейского слова, которое в библейских книгах значит «большой, великий», но уже в Мишне употребляется в значении «господин» как противоположность рабу. В качестве обращения выражение «равви» (букв. – «мой господин» или как звательный падеж «о, учитель») исследователи впервые встречают в Евангелиях (Мф. 26:25, 49; и др.; в Мф. 23:7 переведено как «учитель»). В раннераввинистической литературе оно начинает употребляться в качестве почётного титула: «У кого есть ученики и ученики учеников, того называют «рабби»; если его ученики знамениты, его называют «раббан»; а если знамениты те и другие, то его называют по имени». В Вавилонском Талмуде «рабби» употребляется только по отношению к палестинским учителям, поскольку они получали титул через формальное избрание (смиха), тогда как вавилонские именуются «рав». В Средние века слово «rabbanim» («раввины») стало обозначать поколения наиболее авторитетных учителей, хранивших истинную традицию. В некоторых регионах делались попытки, чаще всего под влиянием местной государственной власти, которой удобнее было иметь дело с официальными представителями, превратить раввинат в институт (что подразумевало выдачу дипломов, выплату жалования, наделение судебными полномочиями и проч.). Однако многие авторитетные раввины выступали против этого, поскольку совершать избрание (семиху) могло только Великое собрание, которое уже не существовало. В идеале раввин – это учёный-мудрец, который даёт толкование закона не от имени институции, а на основе хранимого им предания. В современном словоупотреблении выражение «рабби» не означает рода занятий или служения в общине и используется как почтительное обращение «господин» к любому члену иудейской общины. Древних раввинов принято именовать «мудрецы». Близкими к раввинистическому иудаизмеу являются термины «талмудический иудаизм» и «синагогальный иудаизм», но они, по мнению исследователей, менее удобны, поскольку составление Талмуда началось значительно позже появления первых учителей-раввинов, а синагоги, наоборот, появились раньше и изначально не были прямо связаны с раввинистическим иудаизмом.

 



 
PR-CY.ru