ИУДАИЗМ РАВВИНИСТИЧЕСКИЙ - Страница 2

Так, П. Томсон полагал, что название «Израиль» предназначалось для внутреннего использования (поскольку только это имя исследователи встречают в кумранских свитках и в подавляющем большинстве раввинистических текстов), тогда как выражение «иудеи» использовалось не только внешними наблюдателями, но и самими евреями, когда речь шла о месте евреев среди других народов. По мнению Д. Гудблатта, различие в терминологии связано с языком: греко- и арамеоязычные евреи (в том числе хасмонейские правители) говорили о себе как об «иудеях», но в текстах, написанных на еврейском языке или цитирующих еврейские тексты, в тех же контекстах обычно фигурирует имя «Израиль». Однако обе альтернативные теории плохо объясняют, по мнению исследователей, словоупотребление в Маккавейских книгах и ряде других источников периода Второго храма. Вальтер Грундманн попытался доказать, что наименование «иудеи» было строго этно-географическим понятием и указывало на тех евреев, которые жили в Иерусалиме или были выходцами из этого города и его окрестностей, и только после восстания Симона Бар-Кохбы наименование «иудеи» стало чисто религиозным. По мнению исследователей, против этой теории говорит то, что названия многих античных народов изначально использовались в двояком смысле, они указывали как на географическое происхождение, так и на религиозные воззрения и практики (например, египтяне, греки, персы и проч.). Некоторые исследователи предлагали рассматривать данную проблему через призму античных представлений о социально-политических, этнических и религиозных общностях. Поскольку наименование «иудеи» (и смежные с ним) появилось в эллинистическую эпоху, оно могло быть связано с распространением на Востоке греческих представлений о гражданской общине (полисе). Изначально «иудеями» именовались жители Иерусалима и его окрестностей, поклонявшиеся Единому Богу в Иерусалимском храме. Однако в период правления династии Хасмонеев в эту общину были включены на правах союзников соседние общины идумеев, итуреев и галилеян, подобно тому как римляне постепенно инкорпорировали соседние племена и народы, дав им права гражданства и своё имя. Исследователи также учитывают, что этническое самознание всегда действует на разных уровнях – локальном и более общем: название «иудеи» могло выступать как более общее, но оно не отменяло локальной самоидентификации, например, галилеян и проч. Общий термин для наименования религии иудеев («иудейство») возник в грекоязычной среде в I в. до н.э. (2 Макк. 2:22 (в греческом тексте – 2:21); 8:1; 14:38).

 



 
PR-CY.ru