«ИОСИФ и АСЕНЕФА» - Страница 7

Ония связывал свою миссию с исполнением пророчества Исаии (Ис. 19:18–19), предрекавшего возникновение многих поселений иудеев в Египте возле Гелиополя, построение храма в Египте и обращение «египтян» в веру Израиля. В контексте пророчества Исаии об обращении в иудаизм Египта и объединении Сирии, Египта и Израиля получает объяснение прозелитический и универсалистский пафос «Иосифа и Асенефы»: Асенефа – образ преображённого, обратившегося, объединённого и спасённого человечества. По мнению Г. Бохака, апокриф «Иосиф и Асенефа» является апологией «раскольнического» храма Ониадов. Этим можно объяснить такие события, описанные в произведении, как уничтожение изображений египетских богов в башне Асенефы, нисхождение туда Бога, теоксения и совместная трапеза-жертвоприношение Бога и Асенефы, самовозгорание медового сота. Превращение Асенефы в Град Убежища для всех язычников изображает не только будущее человечества, но и то, что в Египте возле Гелиополя нашли приют беженцы из Палестины. Они пришли в «землю наследия» семьи Пентефрея; так многократно называется земля, полученная впоследствии Иосифом за Асенефу. Поскольку в Библии «землёй наследия» называются родовая собственность и земля, дарованная Богом евреям (см.: Втор. 2:12), земля Онии предстаёт новой землёй наследия. Вторую часть апокрифа Г. Бохак также истолковывает как отражение событий конца II в. до н.э. – военного конфликта Клеопатры III и Александра Янная, в котором полководцы Клеопатры, Хелкия и Анания, евреи из Земли Онии (вероятно, потомки Онии IV), не воспользовались военным преимуществом и отговорили египетскую царицу от покорения царства Хасмонеев. Гипотеза Г. Бохака систематически, хотя и не с одинаковой убедительностью, объясняет больше внутренних особенностей «Иосифа и Асенефы», чем попытки привязать апокриф к той или иной исторической ситуации. Вместе с тем столь ранняя датировка, в свою очередь, ставит новые проблемы. Одна из них касается происхождения античного романа, другая – сходства многих образов и выражений в апокрифе «Иосиф и Асенефа» с образами и выражениями, встречающимися в Новом Завете.

 



 
PR-CY.ru