«ИОСИФ и АСЕНЕФА» - Страница 6

О существовании такой драматической истории свидетельствует Ориген: «Кто-нибудь подумает, что это [отец Асенефы] не тот, кто купил Иосифа. Но совсем не так понимают это евреи, они на основании потаённой книги утверждают, что хозяин и тесть – одно лицо. Они говорят, что Асенефа предъявила обвинение своей матери в присутствии своего отца, заявив, что это та подстроила ловушку для Иосифа, а не он для неё. Поэтому [отец] выдал её за Иосифа, чтобы доказать египтянам, что тот не совершил никакого преступления против его дома» (эта история, по мнению исследователей, может быть прослежена далее в истории Юсуфа и Зулейхи (образы которых были очень популярными в персидской литературе), где образ Зулейхи объединяет в себе черты коварной жены Потифара и раскаявшейся и обратившейся в истинную веру красавицы Асенефы. Раввинистические источники чаще различают гелиопольского жреца и вельможу фараона и соответственно дочь первого и жену второго. Некоторые исследователи находили в апокрифе «Иосиф и Асенефа» элементы средневековой иудейской мистики. По мнению Р.Ш. Кремер, «Иосиф и Асенефа» – христианское сочинение, на которое оказала влияние иудейская литература Меркавы и Хехалот (мистика Колесницы и Чертогов), еврейская ангелология и ритуалы призывания ангелов. Она относит появление текста к концу IV–V в. н.э., но оставляет невыясненным вопрос о том, каким образом ивритоязычная мистика могла оказывать влияние на ранневизантийские сочинения. М. Шнейдер также сопоставляет «Иосифа и Асенефу» с еврейской мистикой. Поскольку все памятники, с которыми он сравнивал текст апокрифа, датируются VIII–X вв., что заставляет исследователей усомниться в их прямом влиянии на «Иосифа и Асенефу», М. Шнейдер приходит к выводу о том, что уже в эллинистическую эпоху существовали те элементы иудейской мистики, которые были зафиксированы в раввинистической литературе на еврейском и арамейском языках только в Средние века. Делались также попытки определить «Иосифа и Асенефу» как текст или гностического или ессейского происхождения, или связанный с культом Исиды, или относящийся к среде так называемых богобоязненных. Г. Бохак выдвинул идею о связи «Иосифа и Асенефы» с событиями 160–140 гг. до н.э., когда в Гелиопольском номе Египта (на так называемой Земле Онии) был построен храм Бога Израиля. Еврейский анклав под покровительством Птолемея Филометора был создан теми, кто бежали от гражданской войны и гонений Антиоха Епифана. Первосвященником еврейского храма в Египте был Ония IV, сын последнего законного первосвященника.

 



 
PR-CY.ru