«ИОСИФ и АСЕНЕФА» - Страница 2

Первым комментированным изданием стала работа М. Филоненко. Лучшее в настоящее время критическое издание выполнено Я.К. Бурхардом. Сирийская версия издавалась в составе «Церковной истории» Захарии Ритора. Латинская версия издана У. Б. Финк. Краткое изложение латинской версии также входит в состав «Зерцала истории» Винцентя из Бове. К этой эпитоме восходят французская повесть XIV в. «L'Ystoire de Asseneth» и переводы на немецкий (1539 г.) и исландский (1745 г.) языки. Другая эпитома легла в основу поэмы на среднеанглийском языке «Storie of Asneth», сохранившейся в рукописи XV в. Повесть начинается сказочным зачином о надменной красавице, живущей в недоступной башне с семью девами-прислужницами в десяти чертогах: три чертога принадлежат Асенефе, семь – прислужницам. Покои Асенефы полны блеска и драгоценностей и украшены бесчисленными изображениями богов, которым она поклоняется и приносит жертвы. Башня находится в саду, подобном райскому. Самые знатные и храбрые юноши, узнав о божественной красоте Асенефы и добиваясь её расположения, спорили между собой. Но она говорила, что всех мужчин ненавидит и презирает. Гонец сообщает о скором появлении в доме Пентефрея Иосифа, который объезжает Египет, собирая зерно для грядущих голодных лет. Отец предлагает Асенефе выйти замуж за Иосифа, но она с гневом отвергает предложение о браке с сыном пастуха и беженцем из Ханаана, поскольку равным себе считает только сына фараона. Но стоит Иосифу (в облике, напоминающем изображения Гелиоса) въехать во двор дома Пентефрея, как Асенефа не только влюбляется в него, но и понимает, что Бог Иосифа – Бог Истинный. Иосиф сначала просит прогнать деву, которая смотрит на него из окна, т.к. опасается любовных преследований. Но даже уверившись, что это – целомудренная девица, отказывается поцеловать её как сестру, потому что она осквернена поклонением идолам. Видя её горе и потрясение, Иосиф произносит над ней молитву, прося Бога о преображении Асенефы и причислении её к народу, избранному до Сотворения мира. Он продолжает объезд египетских земель, собирая запасы зерна, а Асенефа отрекается от веры своих родителей, от «мёртвых и глухих» богов, разбивает и выбрасывает идолов, которым поклонялась в башне, и семь дней, не принимая ни воды, ни пищи, во власянице и посыпав голову золой, совершает покаяние перед Богом Иосифа. Утром восьмого дня она произносит несколько молитв: две безмолвные, а третью, длинный псалом, вслух. Исследователи отмечают, что молитвы содержат не только покаяние и мольбу, но и выразительное поэтическое богословие.

 



 
PR-CY.ru